Авторизация

Современные подходы к подготовке кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием

22.11.2008

Традиции российского высшего медицинского образования признаны во всем мире. Продолжительность додипломного образования в 6 лет по специальностям лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело и медико-биологическим специальностям и в 5 лет по стоматологии и фармации в полной степени соответствует по наполнению объему учебной нагрузки в высших медицинских школах зарубежных стран.

Что делалось в последние 15 лет?

Минздравсоцразвития России контролировало в последние 15 лет процесс создания и наполнения Государственных образовательных стандартов, проекты которых были разработаны Министерством образования и науки в 1995 и 2000 годах. Это позволило систематизировать подготовку кадров и обеспечить единое образовательное пространство и академическую мобильность обучающихся. При этом каждый вуз сохранил возможность реализации собственных учебно-методических подходов, достижений научных школ за счет предусмотренным стандартом не более 15 процентов учебного времени региональным компонентом. Чрезвычайно важной была работа по пересмотру учебных программ по всему перечню дисциплин учебного плана с включением вопросов, отражающих новые достижения медицинской науки и внедрение их в практику. Все это определило необходимость укрепления материально-технического базы кафедр и их расположения в клиниках научно-исследовательских институтов и крупных клинических центров.

Все эти положения являются основными принципами Болонской декларации, что позволяет считать, что в России процесс подготовки врачебных кадров осуществляется в соответствии с требованиями международного образовательного стандарта. Во многом, именно это позволило в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» обеспечить лечебно-профилактические учреждения первичной медико-санитарной помощи более чем 35 тысячами врачей, приступить к подготовке специалистов для центров высоких медицинских технологий, значительно улучшить основные статистические показатели здоровья населения России за 2005-2007 гг.

Какие проблемы еще остаются?

Нельзя не отметить, что введение государственных образовательных стандартов с обязательным увеличением количества часов в гуманитарном блоке привело к вытеснению значительной доли профессиональной подготовки (около 1500 часов) за рамки основной образовательной программы на этап послевузовского профессионального образования.

На додипломном этапе врачи и провизоры приобретают базовые знания и умения по указанным специальностям, в то время как основная клиническая подготовка по широкому спектру врачебных специальностей осуществляется на послевузовском этапе обучения — в интернатуре и ординатуре.

Таким образом, выпускники образовательных учреждений по медицинским и фармацевтическим специальностям лишены права самостоятельной профессиональной деятельности непосредственно после получения высшего профессионального образования.

Что будет делаться?

Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов России совместно с Департаментом науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России начата работа по развитию системы подготовки врачей и провизоров, выработаны единые подходы к разработке государственных образовательных стандартов и государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию.

Додипломное образование

Неоднократное обсуждение вопроса о внедрении бакалавриата и магистратуры позволило сделать вывод о нецелесообразности этого подхода, что соответствует решению по данному вопросу в медицине практически во всех странах мира и подтверждено ВОЗ.

Бакалавр — это первая ступень высшего образования. Имея такую степень, выпускник с 4-летним вузовским образованием не может быть допущен работать ни врачом, ни фельдшером, так как его подготовка не может обеспечить выполнение квалификационных требований ни по одной из специальностей в соответствии с утвержденной номенклатурой. Кроме того, программа подготовки бакалавра дублирует сложившуюся в стране подготовку фельдшеров, при этом возникает опасность разрушения всей существующей и оправдавшей себя системы непрерывного медицинского образования.

Все это позволяет считать необходимость сохранения и развития сформировавшейся в нашей стране системы одноуровневой подготовки специалистов группы «Здравоохранение».

В этой связи представляется целесообразным при разработке новых стандартов подготовки медицинских кадров по программам специалитета существенно увеличить объем профессионального цикла путем включения в нормативные сроки обучения специалистов клинической подготовки для приобретения необходимых знаний и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности.

В целом, предложения по разработке нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальностям группы «Здравоохранение» выглядят таким образом:

1. разработка отдельного макета ФГОС ВПО по медицинским и фармацевтическим специальностям с учетом особенностей подготовки специалистов для отрасли.

2. нормативный срок (5,5 — 6,5 лет), квалификация (врач, провизор) и общая трудоемкость (360 — 420 зачетных единиц (в зависимости от специальности) освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) по специальностям здравоохранения

3. основная образовательная программа подготовки по специальностям группы «Здравоохранение» предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • С.1 — гуманитарный, социальный и экономический цикл;
  • С.2 — математический и естественнонаучный, медико-биологический цикл;
  • С.3 — профессиональный цикл


  • и разделов: 
  • С.4 — физическая культура
  • С.5 — учебная и производственная (медицинская) практика — итоговая государственная аттестация.

4. каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Базовая часть циклов С.1 и С.2 составляет не менее 30 %, цикла С.3 — не менее 85%.

5. увеличение продолжительности профессионального цикла (С.3) за счет усиления практической направленности подготовки для обеспечения возможности профессиональной деятельности непосредственно после завершения основной образовательной программы.

6. раздел «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» должен быть конкретизирован перечнем объектов и видов профессиональной деятельности (виды медицинской помощи и перечень должностей).

7. раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки выпускников по специальностям группы «Здравоохранение» в части профессиональных компетенций должен содержать перечень знаний и практических навыков с учетом перечня должностей в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, которые они могут замещать без дополнительной подготовки.

Учитывая, что повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения страны напрямую зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации готовы завершить разработку федеральных государственных образовательных стандартов по медицинским и фармацевтическим специальностям и представить их на утверждение в установленном порядке. Большой объем подготовительной работы в этом направлении уже сделан.

Послевузовское профессиональное образование

Нуждается в совершенствовании и система послевузовского и дополнительного профессионального образования. Предстоит разработка федеральных государственных требований на подготовку специалистов на послевузовском этапе (в ординатруре), а также системы допуска специалистов здравоохранения к профессиональной деятельности.

В схематичном виде эта система может быть представлена следующим образом:

  • выпускник медицинского (фармацевтического) вуза одновременно с дипломом о высшем образовании получает право замещать четко очерченный круг должностей в амбулаторно-поликлинических учреждениях;
  • для занятия должностей врачей-специалистов он должен пройти подготовку в ординатуре в течение от 1 до 5 лет (в зависимости от специальности);
  • при этом должен осуществляться допуск к использованию конкретных методик диагностики и лечения в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи при различных заболеваниях и состояниях. Количество допусков может увеличиваться после прохождения профессиональной переподготовки а рамках «корневой» специальности, что подтверждается соответствующим документом государственного образца;
  • процедура получения такого документа, а также его продление осуществляется специальной комиссией с участием представителей работодателя, образовательного (научного) учреждения, осуществляющего подготовку, профессиональных сообществ, ведущих ученых и специалистов в конкретной области, на основании проверочного испытания.

Требования к послевузовскому и дополнительному образованию должны формироваться с учетом стандартов профессиональной деятельности врачей-специалистов с обязательным определением их профессиональных компетенций — перечня практических знаний и умений.

Безусловно требуется изменение номенклатуры специальностей, номенклатуры должностей в учреждениях здравоохранения, разработка профессиональных стандартов специалистов отрасли.

Подготовка кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием должна осуществляться в соответствии с потребностью в тех или иных специалистах.

Для решения этих вопросов, а также формирования кадровой в отрасли Министерством создан Экспертный совет в сфере здравоохранения.

Председатель Ассоциации "Совет ректоров
медицинских и фармацевтических высших учебных заведений",
ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАН, профессор

П.В. Глыбочко