Авторизация

О развитии научного студенческого творчества в медицинских и фармацевтических вузах

21.12.2010

На Общем собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, состоявшемся 6 октября 2010 г., обсуждался вопрос «О развитии научного студенческого творчества в медицинских и фармацевтических вузах и его влиянии на качество подготовки специалиста». Во исполнение принятого Общим собранием решения, на сегодня сайте размещен материал, в котором обобщен опыт и предлагаются рекомендации по развитию научного студенческого творчества.

О развитии научного студенческого творчества в медицинских и фармацевтических вузах

Ректор Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова академик РАМН, профессор А. В. Шабров

Ректор Владивостокского государственного медицинского университета профессор В. Б. Шуматов

Учитывая общие тенденции мирового развития, обуславливающие приоритетные направления преобразований в научно-образовательном комплексе, необходимо максимальное внимание уделять формированию современного мышления у молодого поколения, а также интенсивному, опережающему развитию образования молодежи.

Необходимо активное приобщение молодежи к научным исследованиям, поскольку кадры — основной элемент научного потенциала страны.

Следует иметь в виду, что при решении проблемы подготовки кадров первостепенное значение приобретает развитие научного профессионального творчества молодежи.

Молодые кадры — приоритетное условие для экономического и социального развития страны.

Естественно, что обеспечение высококлассными специалистами возможно лишь при наличии профессионально-ориентированного образования, а профессионально-ориентированное образование должно опираться на систему научной подготовки кадров.

Научное творчество в медицине имеет первостепенное значение.

Необходимо стимулировать в студентах потребность в научном творчестве, а также развивать в них способность к научному профессиональному творчеству.

Интерес студентов к научной деятельности можно оценить по таким критериям как посещение студентами различных научных мероприятий (конференций, семинаров); участие в научно-исследовательских проектах, осуществляемых сотрудниками кафедры; участие в конференциях и семинарах с докладами, различные публикации, участие в научных конкурсах.

Большое значение имеет оценка обратной связи (мнение самих студентов о влиянии комплекса учебных занятий на их мотивацию, активность, занятие научной деятельностью).

Таким образом, научная творческая деятельность студентов, способствуя повышению медицинской и деонтологической грамотности и компетентности, развитию медицинского мышления, является необходимой для повышения уровня подготовки кадров. Для оптимального развития научного творчества и улучшения качества подготовки молодых специалистов должно осуществляться раннее вовлечение студентов в научную деятельность и обеспечение условий для данного рода деятельности на протяжении всего периода обучения в вузе. Участие студентов в работе студенческих научных обществ (СНО) способствует развитию творческих способностей будущего врача (провизора) и формированию научного образа мышления, что определяет целесообразность активизации деятельности по совершенствованию работы студенческих научных обществ, увеличению их роли в процессе подготовки квалифицированного и инициативного специалиста.

С целью более широкого привлечения студентов к научной деятельности и увеличения творческого потенциала научных студенческих кадров необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы студенческих научных обществ, взаимодействие СНО с ведущими научными подразделениями высших учебных заведений, развитие системы поощрений активных участников студенческого научного творчества.

Для осуществления преемственности научного творчества и с целью поддержания научного потенциала молодых специалистов необходимо создание Советов молодых ученых и специалистов (СМУС). Основной задачей деятельности СМУС должна являться всесторонняя поддержка и создание возможностей для дальнейшего развития научного творчества выпускников вузов, стремящихся к научной деятельности.

Для определения уровня научного творческого потенциала молодого специалиста необходимо создание и внедрение научного паспорта, отражающего основные творческие характеристики личности и научные достижения.