Авторизация

Выступление Министра Татьяны Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России

17.03.2012

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания коллегии!

Позвольте мне от имени присутствующих в зале, от имени многомиллионного отряда работников здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости поздравить Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина с избранием на пост Президента Российской Федерации.

Работники наших отраслей особенно ценят Ваши решения по коренному изменению ситуации в социальной сфере, принятые еще 6 лет назад. Результаты реализации демографической программы и приоритетного национального проекта «Здоровье», стартовавших в 2006 году, превзошли самые смелые прогнозы.

Благодаря этим программам нам удалось коренным образом изменить демографическую ситуацию, добиться серьезных сдвигов в здравоохранении.

Проблемы здравоохранения, труда и социальной защиты тесно связаны между собой. Взаимодействие медицинских и социальных проблем ярко проявляется в демографической политике, в работе по улучшению охраны труда и реабилитации инвалидов.

Социальная политика реализуется непосредственно на местах. Поэтому основное внимание в своем выступлении обращаю на задачи, стоящие перед региональными органами управления здравоохранением, социальной защиты, труда и занятости, ТФОМС.

ДЕМОГРАФИЯ

В прошлом году мы получили самые лучшие за последние 20 лет демографические показатели. В стране родились почти 1800 тыс. детей. Продолжительность жизни населения превысила 70 лет. Впервые за многие годы обеспечен рост численности россиян — число жителей России превысило 143 млн. человек.

Уверена, что принятые большинством регионов решения о введении регионального материнского капитала и о выделении земельных участков многодетным семьям эффективно помогают решать задачу повышения рождаемости. Мы получили в январе этого года хороший результат — за месяц родились почти 144 тысячи детей, что на 8,2% больше, чем в январе 2011 года.

В соответствии с Вашим поручением мы приступили к разработке предложений о дополнительных мерах поддержки семей с тремя и более детьми в регионах, где сохраняются негативные демографические тенденции.

Всем, конечно, предстоит сделать достаточно большую работу, но, в то же время, она должна быть в короткие сроки произведена, чтобы успеть включить это в бюджеты 2013 и последующие годы.

В 2011 году мы получили самый лучший за последние 19 лет результат по снижению смертности населения — на 5,2% меньше, чем в 2010 году. Наилучшие показатели — по заболеваниям, активную борьбу с которыми мы начали в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза — на 7,4%, от ДТП — на 5,6%, от новообразований — на 1%.

Это результат работы по расширению географии и масштабов целевых программ по борьбе с этими заболеваниями. В регионах, участвующих в них показатели смертности от этих заболеваний лучше, чем в остальных.

В 2011 году еще 14 регионов включились в программу по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В них организованы и оснащены оборудованием 15 региональных сосудистых центров и 37 первичных сосудистых отделений.

В 2012 году мы включаем в реализацию мероприятий все оставшиеся регионы, что, надеемся, позволит снизить смертность от болезней системы кровообращения к 2013 году до 730 случаев на 100 тыс. населения, к 2020 году до 698 случаев на 100 тыс. населения, а это около 200 тысяч сохраненных жизней.

В программу по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в 2011 году включились дополнительно также 14 территорий. Во всех 33 регионах, участвующих в этом направлении, создается система оказания онкологической помощи населению, ориентированная на раннее выявление заболеваний и оказание комбинированного противоопухолевого лечения. Налажены учет и мониторинг состояния онкологических заболеваний и смертности. В регионах—участниках мероприятий осуществляется ведение федерального онкологического регистра.

Впервые тенденция к снижению смертности от онкологических заболеваний была отмечена в 2010 году, продолжилось снижение и в 2011,в целом на 2,1% (около трех тысяч сохраненных жизней).

Критериями эффективности проводимых мероприятий всемирно признаны 2 основных показателя — это одногодичная летальность (выживаемость больных не более года) и пятилетняя выживаемость. За период реализации мероприятий эти показатели у нас имеют положительную динамику — снижение одногодичной летальности на 5,3%, рост пятилетней выживаемости на 2%, а это около 140 тысяч онкологических больных перешагнувших пятилетний рубеж. Практически во всех субъектах РФ благодаря реализации профилактических мероприятий на 3,8%, выросла доля больных, выявленных на ранних стадиях онкологических заболеваний.

Эти мероприятия позволят снизить смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) к 2015 году до 197 на 3% и к 2020 году достичь показателя 190 на 100 тыс. населения (7,5%) сохранив при этом более 22 тыс. жизней. Таким образом, эти меры позволят сохранить к 2015 году более 300 тысяч жизней россиян.

Существенное снижение смертности от туберкулеза — это результат работы по расширению охвата профилактическими осмотрами, обеспечению регионов диагностическим оборудованием для обследования населения для выявления больных туберкулезом, обеспечению антибактериальными и противотуберкулезными препаратами для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.

Хорошие результаты показали Пензенская, Белгородская, Липецкая, Архангельская, Орловская области, республики Татарстан и Чувашия, где смертность от туберкулеза ниже среднероссийской — в 2 и более раза.

В тоже время некоторые регионы реализуют мероприятия по борьбе с туберкулезом с недопустимо низкой активностью — Алтайский и Камчатский края, Республики Тыва, Адыгея, Хакассия, Самарская, Курская, Иркутская, Курганская, Новосибирская области. Прошу органы управления здравоохранением данных регионов принять исчерпывающие меры для улучшения деятельности противотуберкулезных учреждений.

Хочу отметить — страна проводит все мероприятия по борьбе с туберкулезом за счет собственных средств и с 2010 года из страны-реципиента перешла в разряд стран международных доноров в области противотуберкулезных программ.

Мы продолжим выполнение программных мероприятий по оказанию медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП. В этом направлении приняло участие 15 регионов РФ, территории которых расположены вдоль 4 федеральных трасс. За 2011 год созданы и оснащены оборудованием, укомплектованы медицинскими кадрами 15 травмоцентров 1-ого уровня, 33 травмоцентра 2-ого уровня и 48 травмоцентров 3-его уровня. В результате совместных действий по этим четырем направлениям, если такими темпами мы будем работать, то к 2020 году, это позволит сохранить более 500 тыс. жизней наших граждан.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Мероприятия по улучшению демографической ситуации, снижению смертности и профилактике заболеваний обеспечиваются соответствующей финансовой поддержкой. За 4 года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза — с 202,8 до 413 млрд. рублей. Доля от ВВП выросла за эти годы с 3,1% до 3,7%.

Расходы на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования выросли по сравнению с 2010 годом на 11% — с 525,2 до 581,9 млрд. рублей. Это позволило сократить дефицит базовой программы обязательного медицинского более чем в 1,5 раза — с 175,2 до 112,3 млрд. рублей.

В 2011 году охват населения услугами центров здоровья увеличился почти в 1,6 раза, объемы высокотехнологичной медицинской помощи — на 20%, операций ЭКО — в 2,2 раза. При поддержке федерального центра в 2011 году открылись 13 перинатальных центров.

Заработная плата врачей, работающих по программам модернизации здравоохранения, в 2011 году выросла на 16,5%, среднего медицинского персонала — на 14,8%. Сейчас среднемесячная зарплата этих врачей в целом по РФ составляет более 28 тыс. рублей, что на 20% выше средней заработной платы в экономике страны.

Дополнительно, в том числе за счет повышения ставки взносов на обязательное медицинское страхование, в 2011 году начата реализация региональных программ модернизации здравоохранения.

Утвержденная стоимость Программ модернизации здравоохранения за счет всех источников финансирования на 2011-2012 годы составила 623,6 млрд. рублей, в том числе на 2011 год — 298,3 млрд. рублей; на 2012 год — 324,2 млрд. рублей.

В 2011 году на реализацию мероприятий Программ модернизации здравоохранения израсходовано из всех источников финансирования 176,9 млрд. рублей. Были достигнуты неплохие показатели — отремонтировано более четырех с половиной миллионов квадратных метров площадей в медицинских организациях, приобретено 90 тысяч единиц медицинского оборудования. Более 152 тысяч врачей-специалистов, работающих в амбулаторном звене, и более 241 тысячи средних медицинских работников в 2011 году получали дополнительные выплаты. Мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи проводились в трех тысячах учреждений здравоохранения.

По итогам 2012 года все Программы модернизации должны быть выполнены в полном объеме.

Главным итогом программ модернизации здравоохранения должна стать новая система организации работы медицинских учреждений на основе единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов.

Разработанные в течение 3-х предыдущих лет 44 порядка оказания медицинской помощи плавно встраиваются в работу медицинских организаций. Надо учитывать, что выполнение этих порядков теперь будет основным критерием при лицензировании медицинской деятельности и лицензионном контроле.

Главными специалистами Министерства разработаны 1041 стандарт медицинской помощи, которые размещены на нашем сайте и будут утверждены до конца второго квартала. Их внедрение приведет к изменениям в организации работы учреждений, в том числе в части развития дневных стационаров. При этом, оптимизация в сфере здравоохранения должна быть направлена не на закрытие больниц и отделений, а на интенсификацию лечебного процесса.

У нас появилась информация от ряда регионов, что территориальные фонды ОМС не оплачивают оказание медицинской помощи по региональным стандартам. Я обращаю внимание территориальных фондов и руководителя федерального фонда ОМС, что в соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан», стандарты и порядки окончательно вступают в силу с 1 января 2013 года, соответственно фонды должны принимать к исполнению те региональные стандарты, которые сегодня осуществляются в рамках программ модернизации здравоохранения.

В 2011 году благодаря новым правилам ОМС число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь застрахованным гражданам, выросло с 8162 до 8543, в том числе за счет коммерческих клиник — их число увеличилось с 618 до 739.

С 2012 года мы перешли на новую модель финансового обеспечения программ ОМС через предоставление субвенций на реализацию территориальных программ ОМС. В 2012 году объем субвенций составит 603 млрд. рублей. Дефицит финансового обеспечения в целом по РФ составит 87,5 млрд. рублей, а с учетом средств, которые направляются на третье направление программ модернизации по совершенствованию стандартов в объеме 83 млрд руб., этот дефицит в среднем по России практически сведется к нулю. Очевидно, что не по каждому субъекту в отдельности, но, тем не менее, наметилась позитивная тенденция к сбалансированности базовой программы оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.

Необходимо отметить, что программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи финансируется не только за счет средств ОМС. Хочу обратить внимание регионов на необходимость как минимум сохранения уровня финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в целом по всем источникам. Например, в Брянской области допущено снижение стоимости территориальной программы госгарантий достаточно существенно. В этой связи наблюдается существенный дефицит этой программы по этому году, по плановым показателям составляющий 38%. Эта ситуация недопустима.

В течение 2012 года участникам системы обязательного медицинского страхования предстоит завершить подготовку к переходу на полный тариф оплаты медицинской помощи и включению скорой медицинской помощи в систему ОМС с 2013 года при одновременном увеличении расходов, связанных с оказанием медицинской помощи. Для этого предусматривается разработать методику предоставления субвенций для обеспечения выравнивания финансовых условий деятельности ОМС, а также определить подходы к включению в территориальные программы ОМС мероприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной помощи, осуществляемых в рамках программ модернизации здравоохранения, и мероприятий по выплате медицинским работникам первичного звена и осуществлению дополнительной диспансеризации работающих граждан, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

В 2012 году должен быть завершен первый этап создания единой информационной системы в сфере здравоохранения. Во всех регионах осуществляются работы по повышению уровня обеспечения компьютерной техникой медицинских организаций, а также по созданию региональных сегментов единой информационной системы в здравоохранении и интеграции с федеральным подсистемами.

Министерством завершается разработка базовых федеральных сервисов и начато их пилотирование в восьми регионах.

Отдельно хочу обратить внимание на необходимость информирования граждан об их правах на бесплатную медицинскую помощь. Граждане должны иметь возможность знакомиться программами госгарантий, всеми нормативными актами. В открытом доступе должны быть размещены сведения о страховых медицинских организациях и медицинских организациях — участниках системы бесплатного оказания медицинской помощи.

Кроме того, гражданам для выбора врача и медицинской организации по их требованию должны предоставляться данные о количестве прикрепленного к лечебному учреждению населения, а также о сроках ожидания медицинской помощи в конкретной медицинской организации, а также у конкретного врача.

В программах модернизации здравоохранения особая роль отводится сельскому здравоохранению. Регионы взяли обязательства по дополнительному открытию врачебных амбулаторий отделений общеврачебной практики, фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, согласно нормативам.

В течение 2011 года было открыто 38 фельдшерских и 75 фельдшерско-акушерских пунктов. Девять регионов создали комплексную инфраструктуру. Это Воронежская, Пензенская, Брянская, Ивановская, Ростовская, Томская области, Ставропольский и Краснодарский края, Республика Мордовия. В более крупных населенных пунктах в 2011 году было открыты 223 офиса общей врачебной практики и 163 врачебных амбулатории.

К сожалению Калужская и Иркутская области, Кабардино-Балкарская Республика и Забайкальский край, взявшие на себя обязательства открыть достаточное количество ФАПов, не открыли ни одного.

Ярославская, Калининградская и Омская не открыли ни одного офиса общей врачебной практики. Не выполнили обязательства республики Коми и Марий Эл, Еврейская автономная область.

Программами модернизации предусматривались специальные меры по привлечению молодых специалистов для работы в сельских населенных пунктах — на выплату «подъемных» выделено 11 млрд. рублей.

На сегодняшний день 75 регионов представили заявки на перечисление средств на эти выплаты для 1400 врачей.

Однако 6 регионов не представили ни одной заявки на перечисление средств на эти выплаты. Это Костромская, Тульская области, Ненецкий АО, Республика Хакасия, Сахалинский область, Чукотский АО.

Полагаю, что это элементарный организационный просчет. Письма, поступающие в министерство, говорят о том, что интерес к переезду у молодых врачей есть. Так, например, Министерством здравоохранения Московской области было отказано по причине, что списки уже сформированы. На обращение медицинского работника в Алтайском крае было сообщено, что лечебное учреждение исключено из списка на участие в программе. Никаких подобных фактов на данный момент времени не должно быть, средств в федеральном фонде достаточно.

Принятый в прошлом году федеральный закон об охране здоровья граждан впервые закрепил приоритет профилактических мероприятий в здравоохранении, определил в качестве ключевого элемента — формирование здорового образа жизни у населения.

Поэтому работа по развитию и совершенствованию деятельности Центров здоровья, активная коммуникационная кампания, повышение эффективности мероприятий по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма, по борьбе с курением должна быть в центре внимания на всех этапах модернизации здравоохранения.

Работа 706 Центров здоровья чрезвычайно важна для определения рисков заболеваемости и назначения своевременного лечения. Сегодня факторы риска выявляются у 67% обративших, почти 40% граждан направляются на дальнейшее обследование и лечение. Напомню, что задача центров здоровья не только выявлять факторы риска развития социально-значимых заболеваний, но и корректировать поведенческие факторы — убеждать в необходимости отказаться от алкоголя, наркотиков, табака и неправильного питания, повышать двигательную активность.

Совместными усилиями мы решаем проблемы обеспечения преемственности в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений и Центров здоровья, налаживания взаимодействия Центров здоровья с организованными коллективами (детскими садами, образовательными учреждениями, предприятиями), с целью привлечения их для прохождения комплексного обследования, развития выездных методов работы.

Прошу региональные органы управления здравоохранением совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования урегулировать вопросы оплаты комплексных обследований в Центрах здоровья, а также повторных посещений.

Министерство будет последовательно продолжать курс на борьбу против табака.

В рамках обязательств России в связи с присоединением к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, разработан проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Мы предлагаем предпринять активные действия по предотвращению воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека, запрету рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий, предотвращению незаконной торговли табачными изделиями, недопущению продажи табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.

Предлагается закрепить за регионами полномочия по установлению запретов на курение табака в общественных местах, осуществлению медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости.

Улучшение организации медицинской помощи матерям и детям, развитие профилактических направлений в акушерстве и гинекологии, педиатрии остается приоритетным направлением.

Показатель младенческой смертности в 2011 году составил 7,3 на 1000 родившихся, что на 2,7% ниже, чем в 2010 году. В 23 регионах младенческая смертность сопоставима с уровнем экономически развитых стран. Самые низкие показатели в Чувашской Республике, Санкт-Петербурге, Республиках Коми и Татарстан, Белгородской, Калининградской, Тамбовской областях. Стабильно высокими остаются, к сожалению, эти показатели в Чеченской Республике, республиках Дагестан и Тыва, Еврейской автономной области. Я надеюсь, что мероприятия по модернизации здравоохранения помогут регионам решить эти задачи.

В 22 перинатальных центрах, построенных за три последних года, в 2011 году принято 45 тыс. родов, пролечено более 7,4 тысяч новорожденных. Консультативную медицинскую помощь получили более 200 тыс. женщин.

Сейчас подготавливаются предложения по дальнейшему развитию сети современных высокотехнологичных перинатальных центров. По предварительной оценке в соответствии с утвержденными критериям построить такие центры необходимо еще, как минимум, в 16 регионах. Мы будем строго оценивать предложения регионов.

В 2011 году в 29 регионах России по новому алгоритму проводилась пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка. Для внедрения этого направления обновлена материально-техническая база, подготовлены врачи по специальной программе. Первые результаты обнадеживают. В 2 раза улучшилась выявляемость наследственных заболеваний у беременных женщин высокого риска.

Улучшение материально-технической базы родовспоможения и детства предусмотрено в программах модернизации. В 2011 году на эти цели выделено более 29,3% средств, предусмотренных на программы. В 2011 году завершено строительство 14 учреждений, проведен капитальный ремонт в 549 учреждениях, проведен текущий ремонт в 40 учреждениях; поставлено 19 316 единиц медицинского оборудования.

В 2011 году в региональных учреждениях родовспоможения и детства дополнительно развернуто 1114 коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных и 1406 коек патологии новорожденных и недоношенных детей. В 23 регионах мероприятия по открытию коек реанимации для новорожденных и коек патологии новорожденных и недоношенных детей выполнены в полном объеме. Среди них — Самарская, Тюменская, Ленинградская области, Республика Татарстан. В то же время, в ряде регионов в 2011 году, работа не проведена. В их числе — Республики Башкортостан и Марий Эл, Астраханская, Владимирская, Челябинская области. В 2012 году ситуацию надо исправить.

В рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения в 2011 году в 12 регионах организовано 635 коек для медицинской реабилитации детей, в 15 регионах открыты отделения паллиативной помощи детям.

В 2011 году впервые в России проведена углубленная диспансеризация подростков. Охват диспансеризацией составил более 96%. Регионы с учетом результатов диспансеризации необходимо принять меры по наиболее полному охвату детей лечебно-оздоровительными мероприятиями.

В законе «Об основах здоровья граждан» впервые выделена проблема редких (орфанных) заболеваний. Министерством представлены предложения о перечне и порядке ведения регистра этих заболеваний, подготовлены стандарты по 24 орфанным заболеваниям. В ближайшее время они будут утверждены. Подготавливаются поправки к Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», принятие которых позволит повысить доступность лекарственных препаратов для пациентов с редкими заболеваниями. Но это только начало большой работы. Регионам предстоит в максимально короткие сроки создать регистры пациентов, определить потребности в финансировании, подготовить специалистов и организовать медицинскую помощь.

С целью повышения профессионального уровня врачей учреждений родовспоможения и детства в 2011 году создано 4 симуляционных центра в Санкт-Петербурге, Иваново, Томске и Челябинске. В 2012 году планируется открытие еще 4 центров в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе.

В 2011 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 322,7 тыс. человек, что на 28,7 тыс. человек больше, чем предусматривалось в плане.

Количество медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания за счет ассигнований федерального бюджета, увеличилось со 124 в 2010 году до 134 в 2011 году. С учетом медицинских организаций субъектов Российской Федерации высокотехнологичную медицинскую помощь оказывали в 2011 году 250 учреждений (в 2010 году — 236).

Практика оказания ВМП показала, что в ее организации имеются определенные проблемы, возникающие главным образом при формировании субъектами Российской Федерации потоков пациентов при направлении больных. В ряде случаев из регионов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи направляются недообследованные больные, с отсутствием показаний или наличием противопоказаний, что приводит к обоснованным отказам в оказании такой медицинской помощи.

Модернизация здравоохранения должна в конечном итоге решить проблему укомплектованности медицинскими кадрами.

Нам надо устранить диспропорции в обеспеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, городом и селом, врачами и средним медицинским персоналом, амбулаторно-поликлиническим звеном и стационарами.

В первую очередь, необходимо ликвидировать дефицит, который наблюдается практически во всех субъектах Российской Федерации по таким специальностям как, врачи скорой медицинской помощи, врачи клинической лабораторной диагностики, фтизиатры, анестезиологи-реаниматологи, неонатологи, психиатры.

Субъекты Российской Федерации должны иметь программы, направленные на укрепление кадрового потенциала здравоохранения региона. Именно на их основе мы будем формировать планы подготовки специалистов в образовательных учреждениях Министерства. Мы готовы распределять места для обучения за счет средств федерального бюджета в интернатуре и ординатуре строго в соответствии с реально существующей кадровой потребностью регионов.

В ряде регионов выявлено полное отсутствие либо неудовлетворительная организация ведения персонифицированного учета льготных категорий граждан по группам и категориям заболеваний.

В 2011 году усредненные региональные затраты на лекарственное обеспечение одного льготополучателя существенно меньше федеральных.

В этой связи в соответствии с поручением В. В Путина министерство совместно с Минфином России недавно провело межведомственное совещание по вопросам мониторинга текущего состояния и финансирования лекарственного обеспечения граждан в субъектах Российской Федерации.

Принято совместное решение о проведении в месячный срок выверки и актуализации информации о количественных данных по группам населения, категориям заболеваний и объемах соответствующего финансирования. Коллеги, подчеркиваю, это ваши полномочия. Не очень успешная реализация заставила нас вмешаться в эту работу для того чтобы систематизировать качество лекарственного обеспечения в регионах Российской Федерации.

В 2012 году в ряде регионов было снижено финансирование лекарственного обеспечения по региональным льготникам. Мы вместе с Антоном Германовичем (Министр финансов РФ) в регионы направили письмо, чтобы такая ситуация не была допущена в 2012 году и как минимум были сохранены параметры, которые были заложены в 2011 году на эти цели.

В ходе анализа состояния регионального финансирования, был выявлен ряд регионов с отрицательной динамикой объема денежных средств на закупку лекарственных средств по региональной льготе.

В целях предотвращения роста социальной напряженности субъектам Российской Федерации настоятельно рекомендовано не снижать показатели финансирования регионального лекарственного обеспечения по сравнению с предыдущими годами.

Реформирование сферы обращения лекарственных средств, начатое в сентябре 2010 года с вступлением в силу Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», было направлено, в первую очередь, на формирование в стране эффективной системы допуска лекарственных препаратов на рынок, отвечающей мировым требованиям и стандартам.

В 2011 году пришлось решать стратегические вопросы, актуальность которых очевидна и в настоящее время.

Несмотря на объективные сложности, с которыми мы столкнулись на начальном этапе реализации Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» в 2011 году было принято 1282 решения о государственной регистрации лекарственных препаратов, 1476 решений о подтверждении государственной регистрации лекарственных препаратов, 6152 решений о внесении изменений в регистрационные досье на лекарственные препараты.

В ближайшие годы истекает срок патентной защиты на многие оригинальные биотехнологические лекарственные средства, что открывает возможность для создания их аналогов, которые носят название «биоподобные лекарственные средства». Предполагается, что биоподобные лекарственные средства эквивалентны оригинальным биотехнологическим лекарственным средствам по своим характеристикам. Однако, особенности их структуры и технологии производства являются причинами получения препаратов, отличающегося по своим токсикологическим и фармакотерапевтическим свойствам от оригинального продукта.

В этой связи допуск на фармацевтический рынок биоподобных лекарственных препаратов требует особенного внимание в отношении оценки их профиля безопасности и эффективности. Для того, чтобы защитить интересы пациентов Министерство совместно с Обществом пациентов и ассоциациями фармпроизводителей разрабатывает поправки к Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», учитывающие мировую практику регулирования обращения этой группы лекарственных препаратов.

Одним из основных направлений по обеспечению появления на фармацевтическом рынке эффективных и безопасных лекарственных препаратов является проведение клинических исследований. Чрезвычайно важно, чтобы именно на этапе клинических исследований была доказана эффективность и безопасность препарата. Количество разрешенных клинических исследований в 2011 году увеличилось на 12,7% по сравнению с 2010 годом. Количество пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных препаратов в 2011 году увеличилось на 15% относительно показателей 2010 года.

При этом необходимо отметить, что доля международных многоцентровых клинических исследований составила 64,8% от общего количества исследований, проводимых на территории Российской Федерации. Эта тенденция позволяет Российской Федерации принимать активное участие в исследованиях самых современных лекарственных препаратов и обеспечивает доступ врачей-исследователей и пациентов к инновационным технологиям ведущих мировых производителей лекарственных средств.

В 2011 году Минздравсоцразвития России аккредитовано 740 медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов, что соответствует объему проводимых клинических исследований на территории Российской Федерации. При этом за 2011 год была существенно расширена география аккредитованных медицинских организаций и в настоящее время они представлены практически во всех субъектах Российской Федерации.

Принятое в 2009 году государственное регулирование цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, позволило остановить бесконтрольный рост цен на лекарства и сохранять достигнутый уровень более 2-х лет. Вместе с тем, анализ текущей практики регистрации цен показал необходимость дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования цен, что послужило основой для разработки концепции формирования референтного ценообразования, необходимой для внедрения системы лекарственного страхования в Российской Федерации.

В 2011 году мы приступили к масштабному реформированию медицинской науки. Был проведен детальный анализ компетенций лабораторий научных учреждений Министерства, РАМН, Роспотребнадзора, ФМБА. Мы изучали публикационную активность, импакт-факторы журналов, в которых публиковались наши ученые, а также импакт-факторы журналов, в которых цитируются опубликованные работы, индекс Хирша наших авторов как в России, так и за рубежом.

Результаты оказались не утешительными.

Цитируемость, то есть актуальность и востребованность наших работ как внутри страны, так и за рубежом, крайне низка. Из 5424 научных лабораторий только у 199 лабораторий работы были опубликованы и процитированы в рейтинговых журналах.

Есть институты, работы которых за последние три года ни разу не цитировались за рубежом. Есть лаборатории, работы которых не публиковались в рейтинговых журналах, как за рубежом, так и у нас в стране.

Для того чтобы изменить данную ситуацию, в 2011 году министерством совместно с ведущими учеными РАМН и РАН была инициирована разработка научных платформ, предполагающих концентрацию усилий на таких приоритетных направлениях, как молекулярная генетика, протеомика, молекулярная физиология, биоинженерия, клеточные и тканевые технологии, биоинформатика. Именно эти направления составляют базовую биомедицинскую платформу, результаты которой должны сгенерировать инновационные знания и продукты.

Четыре платформы (онкология, микробиология, сердечно-сосудистые заболевания, экология человека) стартовали в 2011 году. В рамках данных платформ научные учреждения приступили к разработке принципиально новых биотехнологических продуктов, таких как: тест-системы для ранней диагностики злокачественных опухолей, гепатитов, ВИЧ, микрочипы для диагностики генетической предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, кандидатные вакцины против гепатита С и многих других.

Впервые за несколько десятилетий инициировано масштабное эпидемиологическое моделирование по прогнозированию рисков сердечно-сосудистых заболеваний, экологическим рискам. Эпидемиологические исследования будут проводиться ведущими специалистами 6 научных центров Министерства в 12 регионах России, отобранных с учетом климато-географических, экономических и демографических особенностей. На территории пяти из них будет проводиться углубленное исследование с использованием самого современного научного оборудования.

В работах по первым четырем платформам принимают участие 22 научных учреждения различной ведомственной подчиненности. Для реализации запланированного в 2012 году мероприятия выделен 1 млрд. рублей. Началась закупка сложного современного оборудования: секвенаторов ДНК, проточных цитофлуориметров, масс-спектрометров.

В 2012 году будут завершены 8 новых научных платформ, которые позволят выйти на новую программно-целевую модель развития медицинской науки.

В целом 2012-й год станет для нас переломным. Предстоит разработать и утвердить совместно с нашими ведущими учеными, в первую очередь с РАМН, стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации. Главное — мы должны максимально раскрыть наш научный потенциал, для того чтобы подтвердить статус научных коллективов.

Очевидно, что не все учреждения смогут это сделать. Но надо исходить из того, что борьба за лидерство на глобальном рынке интеллектуальных продуктов и прорывных медицинских технологий — это один из государственных приоритетов Российской Федерации.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без реформы трудовых отношений.

На решение этих задач нацелена работа системы социального партнерства, 20-летие которой мы отметили вчера.

Работа Российской трехсторонней комиссии вывела на новый уровень диалог по достижению оптимального баланса интересов работников и работодателей.

Но мы понимаем, что назрели изменения в трудовом законодательстве, например, в части развития гибких и дистанционных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте, развития и укрепления охраны труда, коллективно-договорных отношений.

По предложению В. В. Путина, озвученному на Юбилейной сессии МОТ в Женеве в июне 2011 года, в России будет проведена в декабре 2012 года международная конференция по реализации установок МОТ, заложенных в Концепции достойного труда. Приглашаю представителей государственной власти, работодателей и профсоюзов, общественных организаций принять участие в работе Конференции.

Важнейшей составляющей достойного труда является охрана труда, которую надо постепенно переводить от затратной компенсационной модели к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда.

Такая работа в 2011 году проводилась — принимались меры, направленные на формирование системы управления охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками, совершенствование механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников и усиление ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда.

Сейчас надо на всех уровнях развернуть работу по созданию в 2012 году национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках, развитию системы медико-профилактического обслуживания работников и профпатологической службы.

Трудовым кодексом регионы наделены полномочиями по разработке и реализация региональных программ улучшения условий труда. Однако данные программы зачастую разрабатываются формально, не содержат конкретных мероприятий, целевых индикаторов и показателей, в ряде регионов они вообще не разрабатываются.

Ситуацию надо менять. Основа для этого создана. Типовая программа улучшения условий и охраны труда разработана и направлена в регионы.

Сегодня 24 региона приняли региональные целевые программы улучшения условий и охраны труда.

Обращаю внимание руководителей остальных регионов, а в их числе такие индустриальные центры как Красноярский край, Липецкая, Новосибирская области, на необходимость незамедлительной разработки региональных программ улучшения условий и охраны труда.

ЗАНЯТОСТЬ

В 2011 году все субъекты Российской Федерации добились существенного улучшения ситуации с занятостью населения.

Меры активной политика на рынке труда позволила оказать услуги в области содействия занятости населения более 10,7 млн. человек. Более 555 тыс. человек участвовали в мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда, создано более 310 тыс. постоянных и временных рабочих мест, из них почти 70% — постоянные рабочие места в сфере малого бизнеса.

В результате, общая численность безработных снизилась за год почти на 19% и к январю 2012 года достигла докризисного уровня — 4,76 млн. человек, или 6,3%.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с марта 2011 года устойчиво снижалась и к началу 2012 года достигла 1,27 млн. человек (1,7%), что соответствует показателю в докризисном октябре 2008 года.

В 2011 году уровень зарегистрированной безработицы снизился во всех без исключения регионах.

Наиболее активно меры по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда реализовывались в Вологодской, Кемеровской, Омской, Ярославской областях, республиках Татарстан, Башкортостан и ряде других субъектов Российской Федерации.

Также хочу отметить, что, несмотря на сложную ситуацию на рынке труда республик Северного Кавказа, благодаря активной реализации мер по развитию занятости, и здесь произошли позитивные изменения. Следует отметить эффективную работу органов исполнительной власти Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия — Алания.

С 2012 года субъекты Российской Федерации осуществляют полномочия в области содействия занятости населения как собственные.

Министерство внимательно следит за этой работой, по ее результатам сформирует рейтинг субъектов Российской Федерации. В текущем году будут разработаны федеральные государственные стандарты предоставления услуг в области содействия занятости.

Однако уже сегодня мониторинг показал, что в ряде регионов до сих пор не приступили к исполнению переданных полномочий в полном объеме.

Рядом регионов не выполнено обязательное условие — обеспечить нормативы доступности услуг, сложившиеся в 2011 году. Это — Оренбургская и Брянская области, республики Тыва, Адыгея, Северная Осетия — Алания, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика.

15 субъектов Российской Федерации, в том числе Ивановская, Омская область не включили в свои программы мероприятия по переобучению женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Социально-демографическая значимость данного мероприятия очень большая и его надо реализовать во всех регионах.

12 регионов не предусмотрели средства на открытие собственного дела безработными.

Уже третий год реализуется мероприятие по созданию специализированных рабочих мест для трудоустройства, в том числе с использованием надомной и дистанционной занятости, незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей. В 2012 году в данном мероприятии планируется участие более 14,5 тыс. человек.

Потребность в трудоустройстве указанных категорий граждан значительно выше. Численность инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости, превышает 121 тыс. человек, многодетных родителей — 31 тыс. человек. Поэтому необходимо провести объективную оценку потребностей инвалидов в их трудоустройстве.

Еще одна проблемная категория граждан, на которую следует обратить особое внимание — лица пенсионного возраста. Многие пенсионеры хотели бы трудиться и необходимо использовать этот трудовой потенциал в интересах развития экономики.

Предлагаю органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о его реализации, начиная с 2013 года.

В 2012 году перед Министерством стоит задача по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов, который позволит оценить потребности экономики в рабочей силе. Для этого нами утверждены формы представления данных федеральными органами исполнительной власти и методика разработки прогноза. Прогноз на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, будет подготовлен в декабре 2012 года.

Надеюсь, что общество, социальные партнеры в рамках РТК увидят этот баланс на трехлетний период уже в 2012 году.

ИНВАЛИДЫ

В 2011 году начата реализация комплекса мер по улучшению положения инвалидов. Принята и реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Ее результатом станет создание условий для комплексного решения проблем формирования безбарьерной среды сначала в 3-х пилотных регионах (Татарстане, Саратовской и Тверской областях), а затем во всех субъектах Российской Федерации.

Организована многоплановая работа по приспособлению всех сфер жизни к потребностям инвалида. В 59-ти регионах уже приняты аналогичные по целям региональные программы. Со следующего года предусмотрено софинансирование наиболее эффективных таких программ.

Однако в 25-ти регионах они еще не приняты, а проводимые мероприятия кое-где ограничены установкой пандусов к парадным подъездам областных администраций. Обращаю внимание руководителей Ивановской, Рязанской и Магаданской областей, Ставропольского и Хабаровского краев на необходимость безусловного выполнения требований Правительства о переходе к системному решению этой общенациональной задачи.

Мы начали важный для инвалидов переход к предоставлению технических средств реабилитации и услуг в полном объеме потребности как по количеству, так и по качеству. Для этого в 2011 году объемы ассигнований увеличены до 23,5 млрд. рублей, что в 4,5 раза больше в сравнении с 2006 годом.

Председателем Правительства была поставлена задача погасить до 1 апреля т. г. накопленную в прошлые годы задолженность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. В основном она выполнена. Однако, вызывают опасения низкие темпы решения этой задачи в Тюменской, Курской, Иркутской областях и Республике Башкортостан. В оставшееся время руководителям этих регионов надо принять самые решительные меры по погашению задолженности. С целью приближения услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации к ее потребителю — инвалиду, проводится эксперимент по передаче этого полномочия органам социальной защиты. В целом его предварительные итоги подтверждают оправданность этой меры.

Вместе с тем в ряде регионов органы социальной защиты, несмотря на значительные выделенные им средства, не выдерживают установленные сроки выдачи технических средств реабилитации. По этой причине был выведен из эксперимента Забайкальский край. Необходимо, чтобы руководители регионов обеспечили в 2012 году тщательную подготовку к реализации этого важного полномочия.

В 2012 году дан старт мероприятиям по модернизации системы медико—социальной экспертизы. В целом она должна стать объективной, прозрачной и понятной для граждан процедурой. В Удмуртской Республике, Республике Хакасия и в Тюменской области начат пилотный проект по отработке более эффективных и удобных для граждан механизмов ее проведения. Разработаны новые формы акта и протокола медико-социальной экспертизы гражданина, чтобы повысить требования к правовому обоснованию решений об установлении инвалидности.

Внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, предусматривающие возможность устранения избыточных процедур переосвидетельствования в отношении детей-инвалидов, страдающих онкологическими заболеваниями.

Устранены имевшиеся ранее препятствия для трудоустройства инвалидов. Теперь тяжесть группы инвалидности не является основанием для отказа в приеме на работу, если гражданин желает трудиться.

Проведенная в 2011 году работа создала необходимую основу для ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Этим шагом государство берет на себя обязательство обеспечить каждому инвалиду возможность для реализации общегражданских прав наравне с другими лицами.

В соответствие с ее требованиями необходимо привести нормы федерального законодательства. С этой целью Министерством подготовлен законопроект о внесении изменений в 22 законодательных акта.

Мы надеемся, что в 2012 году этот документ будет рассмотрен Правительством РФ и внесен в Государственную Думу.

Всем органам государственной власти и местного самоуправления надлежит привести отраслевое и региональное законодательство в соответствие с Конвенцией.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

В прошлом году во всех регионах России были разработаны региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, перспективные схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года.

Надо особо отметить программы Северной Осетии-Алании, Краснодарского края, Астраханской, Владимирской, Кемеровской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. Они содержат конкретные, новые мероприятия, целевые индикаторы и показатели.

Теперь каждому региону понятно, в каком направлении будет развиваться отрасль социального обслуживания, сколько это развитие будет стоить и каковы будут результаты.

Это очень амбициозные программы. Если они будут реализованы так, как задумано, отрасль сделает существенный шаг вперед. А самое главное, повысится качество услуг для граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

Система социального обслуживания в ближайшие годы будет модернизирована с учетом норм проекта федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Законопроект призван устранить недостатки действующей модели организации отрасли и направлен на развитие, повышение уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности социального обслуживания населения.

Предусматривается принципиально новый подход к организации социального обслуживания, введение новых базовых понятий, необходимых для унификации его организации, конкретизация полномочий центра и регионов, детализация порядка предоставления социальных услуг.

Вы все ознакомились с законопроектом. Он прошел успешное общественное обсуждение на сайте Правительства. В июне проект закона должен быть внесен в Государственную Думу. Надеюсь, что в этом году он будет принят, и мы сможем приступить к его реализации в 2013 году.

Уважаемые участники заседания!

Выполнение социальных обязательств государства останется нашим безусловным приоритетом.

Теперь задача развития человеческого потенциала должна решаться на новом качественном уровне — более эффективном, целевом и адресном использовании средств, направляемых на социальные нужды.

Уверена, что общими усилиями работников здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости мы сможем сделать так, что интересы граждан будут самым главным приоритетом в работе наших отраслей.

Спасибо за внимание.

Презентация «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год»

Минздравсоцразвития России

Председатель Ассоциации "Совет ректоров
медицинских и фармацевтических высших учебных заведений",
ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАН, профессор

П.В. Глыбочко