Авторизация

Навстречу «МЕДОБРУ-2017»

02.03.2017

Ректор Петр Глыбочко, в преддверии ключевого события года - конференции «Неделя медицинского образования в России», дал интервью «Медицинской газете».

Качество образования в равной степени зависит от двух составляющих – уровня преподавания и мотивации

Совсем скоро, 4 апреля 2017 г., на площадке Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова стартует Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования в России». В этом году мероприятие пройдёт восьмой раз, что свидетельствует о его востребованности профессиональным сообществом. К тому же с каждым годом растёт его значимость и масштабность: если раньше это была двухдневная конференция, то в 2016 г. она приобрела более длительный формат. Так будет и в этом году – в течение 4 дней её участники и гости будут обсуждать актуальные вопросы совершенствования профессионального медицинского образования, знакомиться с перспективными программами и передовым опытом.

Организаторами мероприятия по традиции выступят Министерство здравоохранения РФ, Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Совет ректоров медицинских и фармацевтических учебных заведений России, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова и Медицинская лига России.

Обозреватель «Медицинской газеты» Алексей Папырин перед восьмым форумом встретился с ректором Первого МГМУ им. И.М. Сеченова академиком РАН Петром Глыбочко.

– Пётр Витальевич, вы согласны с оценками экспертов, считающих, что конференция становится площадкой, на которой формируется новый подход к медицинскому образованию, его будущее…

– По сути, там ведётся работа, направленная на исполнение указа Президента РФ № 598 от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в части повышения уровня квалификации медицинских специалистов. Это направление очень объёмно, и с каждым годом перед нами встают новые задачи. Участникам «Недели медицинского образования – 2017» предстоит обсудить вопросы качества преподавания в профильных вузах, уровень знаний и навыков, которыми обладают выпускники. Также наметить точки роста, которые дадут стимул к дальнейшему развитию, определить инновационные подходы к формированию траектории профессионального роста медицинских специалистов. Так что в этом году работа предстоит большая, и, чтобы конструктивно подойти к решению ключевых вопросов, организаторы мероприятия обозначили ряд направлений, к обсуждению которых и приглашают присоединиться медицинское сообщество.

– Одной из очень перспективных форм повышения качества образования в Первом Меде стали школы мастерства. Почему выпускники их стали очень востребованными в российских клиниках?

– На наш взгляд, качество образования в равной степени зависит от двух составляющих –уровня преподавания и мотивации обучающегося к получению знаний и развитию практических навыков. В связи с этим системой менеджмента качества Сеченовского университета предусмотрено, что в зависимости от того, как обучается группа студентов, оценивается качество работы преподавателя. Это происходит через эффективный контракт и централизованное тестирование.

Студенты, в свою очередь, понимают, что, помимо государственной стипендии, они могут получать дополнительные бонусы в ходе обучения. В частности, поступить в школы мастерства, получать повышенную стипендию, участвовать в общественной жизни и спортивных мероприятиях, волонтёрском движении и т.п. Это помогает и при поиске работы, в планировании профессиональной карьеры. Если всё вышесказанное указать в резюме или портфолио, то при прочих равных работодатель отдаст предпочтение наиболее активному, заинтересованному и перспективному молодому специалисту. К тому же мы убеждены, что школы мастерства – это индикатор того, насколько будущий выпускник погружен в тот или иной раздел профессиональной деятельности. И, как показал наш опыт, весьма востребованный обучающимися формат: конкурс достигает 15 человек на место. Мы набираем в школы мастерства студентов 4-5-х курсов, углублённо изучающих предмет. Методики и особенности преподавания в них мы планируем обсудить на конференции «Неделя медицинского образования – 2017» в рамках секции, посвящённой лучшим практикам в медицинском образовании. Надеемся услышать об успешном опыте коллег, реализующих методики, которыми мы делились ранее, и, может быть, даже познакомиться с инновационными подходами.

– Медицина – одна из самых высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслей. И чтобы она продолжала такой оставаться, многое зависит от уровня подготовки специалистов в медицинских вузах. Как идёт актуализация учебных дисциплин?

– Мы провели анализ учебных планов и выяснили, что химия и биология на 1-2-м курсах по некоторым темам дублируется с программой 10-11-х классов. Это не означает, что нужно отказаться от них. Достаточно уделять больше внимания аспектам, которые востребованы в современной медицине, в частности при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Ввести новые актуальные разделы дисциплин, например, такие как молекулярная биология, биологическая химия, дисциплины клинической практики. По сути, изучать предметы на другом уровне, отличным от школьного.

Также мы считаем возможным разделить учебный план на базовые теоретические науки – философия, иностранный язык, анатомия и т.п. – и практические (клинические) дисциплины – хирургия, пропедевтика внутренних болезней и пр. Мы хотели бы услышать по этому поводу мнения представителей профессионального сообщества, насколько они согласны с нашим видением.

– Какая она сегодня, практическая подготовка выпускников?

– Мы считаем, что после 3-го курса, по завершению прохождения базовых предметов, целесообразно ввести переводной экзамен, дающий право на допуск студентов к изучению клинических дисциплин. То есть, помимо сдачи сессии, студент должен продемонстрировать ещё и практические навыки.

В первую очередь это нужно обучающемуся для понимания того, к чему он идёт и как будет сдавать экзамены, что ему необходимо доработать.

По сути, это тот же объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который мы хотим предложить ввести на 3-м курсе. Мы планируем, что в 2017 г. наши студенты будут сдавать практику на основе ОСКЭ, где, помимо демонстрации практических навыков, необходимо решить ситуационные задачи.

Мы уже разработали для этого нормативную базу, согласно которой обучающийся, сдав этот экзамен, получит возможность допуска к профессиональной деятельности на должностях младшего медицинского и фармацевтического персонала.

Более того, у нас впервые будет предпрофессиональный экзамен у школьников 11-го класса, которые учатся в медико-биологических классах проекта «Медицинский класс в московской школе». На «Неделе медицинского образования – 2017» мы специально выделим один день для школьников, студентов и ординаторов, где, в том числе подробно познакомим их с этапами и особенностями ОСКЭ. В этот день на конференцию мы хотим пригласить не только обучающихся, но и их родителей, учителей школ. Для них это отличная возможность видеть на практике, что такое азы профессии, которыми они овладели в школе или преподавали её учащимся.

– Почему аккредитацию должны проходить и преподаватели?

– Образовательный процесс –это динамичная и открытая среда, кадры для нас – ключевой фактор. Университет и отрасль меняются, реализуют инновационные проекты, поэтому сегодня как никогда ранее необходима аккредитация преподавателей на соответствие требованиям нашего университета. Уже введена первичная аккредитация для выпускников, и она успешно функционирует целый год, а для преподавателей нормативных требований нет. В связи с этим мы хотим обсудить на конференции «Неделя медицинского образования – 2017», возможно ли создание алгоритма аккредитации преподавателей, на каком основании и каким образом?

– Какой, на ваш взгляд, должна быть современная ординатура и аспирантура?

– Ординатура – это новый уровень образования, срок обучения в ней варьируется от года до пяти лет в зависимости от специальности подготовки и профессиональных стандартов, разработанных отраслевым сообществом. Тем, кто погружён в специальность, мотивирован на научную и преподавательскую работу, ординатуры недостаточно. Они хотят продолжить обучение – пойти в аспирантуру.

В настоящее время законодательного нормативного документа, допускающего зачёт дисциплин, пройденных в ординатуре, для будущих аспирантов нет.

Мы полагаем, что если ликвидировать этот законодательный пробел, то после ординатуры обучающийся сможет продолжить научные исследования в аспирантуре, защитить диссертацию, выстроить карьерную траекторию в науке и практике.

Предложения об изменениях в этом вопросе также будут внесены для обсуждения с профессиональным сообществом в рамках «Недели медицинского образования».

Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас присоединиться к обсуждению предложенных тем. Без сомнений, все они актуальны для успешного развития отечественного медицинского образования и, как следствие, российского здравоохранения. Только в ходе конструктивного диалога мы сможем найти оптимальные решения, которые зададут вектор будущих преобразований.