Авторизация

«Неделя медицинского образования – 2017» началась с аккредитации и оценки

06.04.2017

4 апреля состоялось торжественное открытие VIII Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2017». Особое настроение открытию конференции придал новый фирменный стиль Сеченовского университета, акцентирующий внимание на глобальных изменениях вуза, международное позиционирование, готовность, сохраняя лучшие традиции, быть открытым для инноваций, способствующих переменам к лучшему, успешному участию в реализации глобальных проектов российского и международного здравоохранения.

Конференция проходит 3 – 7 апреля в Сеченовском университете – Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. Ее участники, более полутора тысяч человек, представители медицинских вузов и организаций среднего профессионального образования регионов России, профессионального сообщества и государственных структур. В течение недели им предстоит обсудить актуальные вопросы развития, оценки качества, аккредитации, разработки профессиональных стандартов медицинских специалистов.

Состоится обмен лучшими практиками между российскими и зарубежными коллегами: мастер-классы, совещания, симпозиумы и круглые столы с участием представителей Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) и Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) и других вузов.

Организаторы конференции: Министерство здравоохранения РФ, Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциация «Совет Ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», Сеченовский университет и Общероссийская общественная организация «Медицинская лига России» сделали все для того, чтобы «Неделя медицинского образования – 2017» прошла успешно. В полной мере отражая масштабные и инновационные перемены, которые идут в российском медицинском образовании.

Не отставать от развития отрасли

Открытие конференции по предложению ректора Сеченовского университета Петра Глыбочко началось минутой молчания. В знак сопереживания и скорби о тех, кто погиб накануне – 3 апреля во время террористического акта в метро Санкт-Петербурга.

Согласно программе конференция открылась пленарным заседанием «Лучшие практики в медицинском образовании – основа развития национальной системы здравоохранения». В президиуме: ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко (модератор пленарного заседания), председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, первый замминистра здравоохранения Игорь Каграманян, замминистра науки и образования Людмила Огородова, директор департамента медицинского образования и кадровой политики министерства здравоохранения Татьяна Семенова, президент Общероссийской общественной организации «Медицинская лига России» Леонид Рошаль.

К участникам конференции обратился Игорь Каграманян: Министерство здравоохранения РФ огромное значение придает сегодняшнему мероприятию, площадке, на которой идет активное обсуждение вопросов и задач, вектора развития медицинского образования, формируется практическая ориентированность и инновации, внедряется новая программа непрерывного медицинского образования и оценки качества подготовки, профессионального развития, оценки квалификации медицинских специалистов.

Татьяна Семенова передала участникам конференции приветственные слова министра здравоохранения Вероники Скворцовой, отметив, что конференция – важная традиция в системе подготовки специалистов здравоохранения. Здесь представлены основные тренды, траектория и перспективы совершенствования медицинского образования, ключевые задачи которых – не допустить отставания от молниеносного развития отрасли.

Школа-университете-клиника и ФГОС 3++

Валерий Рязанский отметил важность реализации новой образовательной парадигмы «школа-университет-клиника», предложенной и успешно реализуемой Сеченовским университетом в рамках пилотного проекта. И пообещал поддержку со стороны законодателей не только в плане совершенствования нормативно-правовой базы, но и в части улучшения качества финансирования медицины и образования – все это будет учтено в бюджете 2018 года. Достойно подготовить специалистов здравоохранения без современных научных лабораторий, высокотехнологичных симуляторов, хорошо оборудованных учебных клиник сегодня невозможно.

Людмила Огородова напомнила участникам конференции о том, как динамична жизнь: недавно были представлены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ФГОС 3+, приведенные в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ. И уже в июле 2017 будут представлены новые ФГОС 3++.

Замминистра поблагодарила Петра Глыбочко и Леонида Рошаля за активное участие в развитии и улучшении качества профессионального образования. Отметила успешное участие Сеченовского университета в Проекте 5-100: дорожная карта вуза получила высокую оценку Международного экспертного совета Минобрануки РФ. «К вузам нужно перестать предъявлять требования исключительно подготовки кадров, вузы сами должны стать драйверами развития отрасли, создавать новые профессии и технологии», – подчеркнула замминистра.

Леонид Рошаль, обращаясь к участникам конференции, сказал, что мы живем в период пересмотра медицинского образования в России и, надо откровенно говорить о том, что уровень материального обеспечения не всегда дает возможность подготовить отвечающих современным требованиям докторов. Сегодня есть заказ на улучшение качества выпускников медицинских вузов и повышение качества, профессиональный рост работающих в отрасли врачей. «Национальная медицинская палата идет к саморегулированию профессиональной деятельности» – сказал он, отметив важность введения в 2016 году аккредитации медицинских специалистов, работы над клиническими рекомендациями: это должно обеспечить равный уровень знаний и умений по всей стране.

Качество подготовки специалистов – стратегическая задача

С докладом «Качество подготовки медицинских кадров – стратегическая задача страны» выступил Петр Глыбочко. Ректор сообщил, что создана система от школы до независимой оценки знаний через первичную аккредитацию. Рассказал о том, что качество подготовки специалиста определяется многими компонентами на каждом из этапов образования: школьном, университетском и послевузовском. В университете успешно реализуется проект – Центр образовательных программ «Медицина будущего». Сегодня он трансформируется в международную школу Межвузовского консорциума на базе Сеченовского университета, идет активное развитие полилингвальной среды. В образовательном процессе активно участвует многопрофильный университетский клинический комплекс – Клинический центр. Разработаны и направлены в Минобрнауки РФ предложения Сеченовского университета по совершенствованию подготовки по программам аспирантуры. Активно работает Методический центр аккредитации специалистов. Активно участвуя в проекте «Медицинский класс в московской школе» и создав инновационный Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий», Сеченовский университет запускает новый актуальный пилотный проект – создание образовательной системы качества в сфере подготовки медицинских специалистов. Старт проекту был дан в декабре 2016 года министром здравоохранения Вероникой Скворцовой. В рамках пилотного проекта на клинических дисциплинах контроль практической подготовленности студентов стал осуществляться путем проверки навыков по принципу объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Оценку теоретических знаний проводят независимые экзаменаторы. Одновременно с оценкой качества обучения студента оценивается качество работы преподавателя. Независимое тестирование выявило преподавателей, к которым нет замечаний, а также тех, кому необходимо повысить квалификацию.

Аккредитация: методические вопросы обсудили на Всероссийском совещании

Методологические подходы к процедуре аккредитации профессорско-преподавательского состава организаций медицинского и фармацевтического профиля представил Игорь Маев, проректор по учебной работе МГМСУ им. А.И. Евдокимова, рассказав о реализуемом совместно с Сеченовским университетом пилотном проекте в этой сфере. Проектор по учебной работе Сеченовского университета Татьяна Литвинова выступила с презентацией «Критерии качества подготовки специалистов».

Эволюции программ подготовки врачей в Гарвардской медицинской школе и Массачусетском технологическом институте уделил внимание в своем выступлении Джеффри Ньютон (Jeffrey Newton). Свой взгляд на эмпирическую модель обучения – как информационные технологии меняют медицинское образование – представил председатель Совета директоров Elsevier Йонгсук Чи (Yongsuk Chi). По завершении пленарного заседания состоялись совещания и симпозиумы, в частности, Всероссийское совещание руководителей образовательных организаций по программам среднего профобразования, симпозиум, посвященный роли профессионального сообщества и образовательных организаций в проведении аккредитации специалистов здравоохранения. Модераторы мероприятий: Игорь Каграманян, Татьяна Семенова, проректор по научной работе и профессиональному образованию Сергей Шевченко и директор Методического центра аккредитации Жанна Сизова.

Прошли мастер-классы и симпозиум по обучению английскому языку (модератор Ирина Марковина, завкафедрой иностранных языков Сеченовского университета), круглый стол по IT-образование в медицине и фармации (модератор Георгий Лебедев) и другие мероприятия дня.

Награждение победителей и выставка образовательных технологий

В день открытия VIII Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2017» состоялось награждение победителей Ежегодной премией Координационного совета в области образования «Лучшие учебно-методические практики», организаторов Общероссийского научно-практического мероприятия «Эстафета вузовской науки-2017», победителей V Всероссийской студенческой олимпиады по практической медицинской подготовке «Золотой медСкилл».

Конференция сопровождается масштабной выставкой медицинских и образовательных технологий, симуляционного оборудования и наглядных учебных пособий, оборудования для практического оснащения рабочих станций первичной аккредитации врачей по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация». В частности, на выставке представлены:

– «Сосудистый центр» – имитируется работа сосудистого центра, где пациент с ОНМК сначала проходит через интенсивную терапию, затем перемещается в рентген-операционную для эндоваскулярного вмешательства;

– «Аккредитационный центр» включающий базовый реанимационный комплекс (БРК), станцию, на которой предлагается продемонстрировать навыки оказания экстренной помощи при жизнеугрожающих ситуациях, станция неотложной помощи, в данном случае студенты выполняют внутривенные инъекции, две станции диагностического блока. Также представлен комплекс «Вирхов» для изучения патологической анатомии.

Работа VIII Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2017» продолжается, можно посетить семинары и мастер-классы, симпозиумы. Принять участие в секциях, совещаниях и дискуссиях, способствующих развитию здравоохранения и образования России.