Авторизация

COVID-2019. Медицинские вузы в условиях пандемии

14.04.2020

MyCollages.jpgСовет ректоров и Минздрав России обсудили лучшие практики медвузов в образовании и клинической работе

Как профильным вузам вести образовательную деятельность и реализовать задачи здравоохранения в условиях пандемии COVID-2019 обсудили на селекторном совещании Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России».

Совещание с участием министра здравоохранения Михаила Мурашко состоялось в формате онлайн-конференции 13 апреля 2020 года. Открывая конференцию, председатель ассоциации, академик РАН, ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко предложил ректорскому сообществу обсудить вопросы дистанционного образования и алгоритм перепрофилирования коечного фонда клинических центров региональных медицинских вузов в госпитали для пациентов с коронавирусом.

Приоритеты борьбы с коронавирусом

О том, что важно учитывать в этой сложной и масштабной работе рассказал министр здравоохранения России Михаил Мурашко. «Патология, с которой мы столкнулись прогрессирует за очень короткий промежуток времени. На фоне инфекции развивается пневмония и происходит манифестация заболеваний, связанных с тромбоэмболическими осложнениями. Особенно это касается людей, имеющих предрасположенность или страдающих антифосфолипидным синдромом, злокачественными образованиями и заболеваниями с повышенным риском тромбообразования. Для оказания помощи пациентам с тяжелым течением болезни перепрофилируются федеральные центры, ранее оказывавшие высокотехнологичную медицинскую помощь, клинические базы медицинских вузов», – сообщил министр и напомнил о том, что в этой работе необходимо руководствоваться приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н. Приказ содержит требования к оснащению медицинских организаций и квалификации их сотрудников. Каждое из этих требований необходимо для профилактики и снижения рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

«Ситуация, связанная с заболеванием характерна еще и тем, что мы не имеем препарата, который может управлять этим инфекционным процессом. Поэтому разобщение и эпидемиологические мероприятия являются приоритетными для борьбы с коронавирусом», – пояснил Михаил Мурашко и рассказал о действиях вузов, которые необходимы в ситуации пандемии и регламентируются Минздравом России.

Действия вузов, которые мы ждем

Говоря о «действиях вузов, которые мы ждем», министр здравоохранения отметил важность развития дистанционного образования, привлечения профессорско-преподавательского состава, ординаторов и аспирантов к оказанию медицинской помощи в стационарах и амбулаториях, обязательное участие вузов в формировании региональных реанимационных центров, которые оказывают помощь тяжелым пациентам с COVID-19, развитие волонтерского движения по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. По словам Михаила Мурашко вузы, которые имеют клинические базы будут привлечены к работе штабов по оказанию помощи при коронавирусной инфекции – подготовлено соответствующее распоряжение Правительства РФ.

Председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России» Петр Глыбочко поддержал министра здравоохранения: «Медицинские университеты не могут оставаться в стороне, имея квалифицированный профессорско-преподавательский состав и клинические центры».

Клиническая база Сеченовского университета одна из первых перепрофилирована в стационар на 2000 коек для пациентов с коронавирусной инфекцией. По инициативе ректора университет Петра Глыбочко ученые и клиницисты подготовили временные методические рекомендации «Лекарственная терапия острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в амбулаторной практике в период эпидемии COVID-19» (размещены на сайте Минздрава России). На базе вуза создан профильный Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для взрослых, в городских медицинских учреждениях работают ординаторы и аспиранты, интенсивно развивается электронное медицинское образование. «До объявления пандемии COVID-19 мы относились к электронному медицинскому образованию как к ближайшему будущему, но жизнь заставляет работать в дистанционном режиме безотлагательно», – отметил Петр Глыбочко.

Дистанционное образование

С докладом об организации образовательной деятельности в условиях пандемии выступила проректор Сеченовского университета по учебной работе Татьяна Литвинова. Главные вызовы дистанционного образования – это, прежде всего, практическая и пациенториентированная направленность образовательных программ для студентов-медиков, необходимость быстрого вхождения в режим дистанционного бесконтактного обучения и адаптации профессоров и преподавателей к реализации дисциплин исключительно в дистанционном режиме.

Татьяна Литвинова представила цифровые решения с использованием электронных площадок и облачных сервисов хранения информации, рассказала об опыте Сеченовского университета и предложила использовать платформу открытого медицинского образования Sechenov.оnline для тиражирования лучших практик, формирования индивидуального плана обучения, технологических решений и образовательного контента. Единый образовательный портал вуза в настоящее время включает 1904 лекции и 423 образовательных курса, а цифровая библиотека содержит 9036 электронных изданий, обеспечивающих удаленный доступ обучающимся на различных укрупненных группах специальностей.

Доклад дополнили ректоры других медицинских вузов. Алексей Созинов, ректор Казанского государственного медицинского университета – представил результаты опроса студентов медицинских и фармацевтических вузов России, согласно которому в дистанционное образование вовлечены 93,4% студентов, при этом 80% использовали электронные сервисы и до пандемии, а 12% стали информационными волонтерами – помогают тем, кому необходима помощь в освоении IT-технологий. Алексей Павлов, ректор Ярославского ГМУ рассказал о проекте вуза – виртуальном практикуме по изучению гистологии с доступом к коллекции панорамных цифровых микроскопических препаратов. Планируется развивать этот проект и для других фундаментальных дисциплин. Виктор Лазаренко, ректор Курского ГМУ доложил о об опыте университета в сфере цифровизации.

Комментируя выступления о дистанционном образовании, Петр Глыбочко напомнил о необходимости дистанционного обучения врачей и среднего медицинского персонала, работающего с пациентами в период эпидемии COVID-19: «Сегодня министром здравоохранения поставлена задача подготовить схемы лечения пациентов с различными патологиями в рамках стационара. Мы предлагаем в режиме онлайн создать рабочие группы по различным направлениям с участием ректоров и проректоров по учебной и лечебной работе. Врачи и медицинский персонал не должны оставаться один на один с глобальной проблемой – пандемией».

Участие университетов в реализации задач здравоохранения

О задачах медицинских университетов в условиях пандемии Совету ректоров доложил проректор Сеченовского университета по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию, руководитель Федерального дистанционного консультативного центра анестезиологии-реаниматологии Виктор Фомин. Участие медицинских университетов в реализации задач здравоохранения регионов в условиях пандемии, предполагает три направления: развертывание коек под коронавирусную инфекцию, подготовку кадров по программам дополнительного профессионального образования, сопровождение оказание медицинской помощи – создание на базе вузов консультативных и ресурсных центров.

«Вузы – основной ресурс для того, чтобы анализировать эффективность лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, разрабатывать и совершенствовать схемы лечения, организовывать и проводить клинические исследования, формировать архив больших данных – big data, – заверил Виктор Фомин и внес предложение по созданию вертикальной сети консультационно-ресурсных вузовских центров коронаврирусной инфекции с головным центром в Сеченовском университете. – Непосредственное участие университетов в решении задач здравоохранения должно стать важнейшим гарантом качества оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией (СOVID-19)».

Об участии в реализации задач регионального здравоохранения Совету ректоров доложили ректор Первого Санкт-Петербургского ГМУ имени академика И.П. Павлова Сергей Багненко и первый проректор Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского Андрей Еремин.

По итогам докладов Петр Глыбочко отметил, что вузам предстоит принять участие в создании региональных коронавирусных центров Минздрава России и перепрофилировании коечного фонда, и предостерег: нельзя недооценивать сложность этой работы. Наряду с перепрофилированием коек предстоит решить вопросы обеспечения медработников средствами индивидуальной защиты, приобретения противовирусных и антибактериальных препаратов, кислорода, аппаратов ИВЛ и организации работы медперсонала, когда пациентов одновременно привозят 10-20 машин скорой помощи, грамотно и оперативно организовать работу реаниматологов.

В такой сложной ситуации действенную помощь оказывают волонтеры.

#Мы вместе

О работе волонтеров Совету ректоров рассказал председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Павел Савчук.

В работе Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России» приняла участие директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Ирина Купеева.