Авторизация

Ректор ВГМУ: «Мы встали плечом к плечу с медиками Черноземья»

30.11.2020

Ректор ВГМУ: «Мы встали плечом к плечу с медиками Черноземья»

Каждый год в жизни человека или организации, как правило, наполнен множеством значимых событий. Естественно, какие-то события являются более важными, отодвигая на второй план другие. Для ВГМУ им. Н.Н. Бурденко завершающийся 2020, в котором вуз отметил свой 102 год рождения, стал не только годом переизбрания на новый срок ректора Есауленко Игоря Эдуардовича, но и годом испытания «на прочность» всей системы работы вуза – и административной, и образовательной, и организационной – в условиях борьбы с пандемией.

Игорь Эдуардович дал интервью агентству бизнес информации «Абирег», в котором рассказал, какие изменения произошли в нашем университете, текст которого приводится ниже.

– Игорь Эдуардович, говоря о 2020-м, невозможно не упомянуть ключевое событие – эпидемию COVID-19. Расскажите, какой вклад в борьбу с вирусом внес университет, какие задачи перед ним были поставлены?

– В борьбе с COVID-19 мы встали плечом к плечу с коллегами из практического здравоохранения, которое сегодня испытывает нехватку кадров. Мы не остались в стороне – привлекли и преподавателей, и студентов с ординаторами. Создали на безе проектного офиса консультативно-ресурсный центр для взрослых по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пневмоний.

В жизни университета в целом также многое изменилось. Например, мы временно перешли на дистанционную форму обучения. Она позволяет осуществлять подготовку и контроль над обучением с помощью современных информационных технологий и проводить занятия в коллективной форме. Это, конечно, значительно осложняет процесс передачи знаний обучающимся и выработки у них практических умений.

Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка поставила нас в сложную ситуацию, поскольку для медицинского образования главное – не только передать знания, но и выработать практические навыки. А их на «дистанционке» развивать практически невозможно. Поэтому мы сегодня активнее используем наш симуляционно-аккредитационный центр, где и студенты, и врачи, проходящие аккредитацию, могут выработать навыки на симуляционных аппаратах.

По приказу министерства здравоохранения, аккредитация выпускников и ординаторов была временно приостановлена летом этого года, а возобновилась совсем недавно. Мы, несмотря на введение дистанционного формата обучения, приняли решение проводить аккредитацию очно, чтобы практическое здравоохранение не осталось без специалистов.

Хочу отметить, что мы стараемся использовать сейчас все дистанционные формы обучения, в числе которых онлайн-конференции. Так в рамках празднования дня рождения университета мы в онлайн-режиме провели с нашими партнерами из Китая и Израиля научные конференции, посвященные лечению, профилактике и новым патофизиологическим механизмам применения лекарственных средств при коронавирусной инфекции.

– В прошлом интервью вы говорили о планах по развитию цифровизации. Как повлияет это в долгосрочной перспективе на процесс обучения, не пострадает ли он от этого?

– Анализ использования дистанционной формы обучения показал, что она почти на 40% увеличивает трудозатраты и продолжительность рабочего времени преподавателя. Надо дать студентам информацию, собрать отчетность о выполнении заданий, всё проверить, провести тестирования и анализ материала, который был дан.

Без сомнения, основным методом медицинского образования является работа у постели больного. Именно там и происходит приобретение необходимых знаний и формирование навыков профессиональной деятельности будущего специалиста. Поэтому, конечно, дистанционная форма обучения – это не панацея, она является только инструментом, и довериться ей мы полностью не можем. Но мы вынуждены это делать сейчас, чтобы продолжать процесс обучения.

– К профессии врача сегодня приковано особое внимание. Поменялось ли у людей отношение к профессии, не отпугнуло ли происходящее абитуриентов и студентов?

– Есть, к сожалению, люди, которые неправильно трактуют наши действия и считают, что мы излишне проявляем активность, направляя студентов на оказание помощи практическому здравоохранению. Но мы руководствуемся принципом – идет работать в медучреждение только тот, кто сам изъявил желание и дал письменное согласие на участие в этой работе. Сейчас каждый из нас рискует заболеть, но кто, если не медик, должен бороться с распространением инфекции? Если мы будем отсиживаться, то система здравоохранения не справится.

– Как проходил набор в этом году?

– К сожалению, дистанционно. К нам традиционно поступили отличные ребята, мы полностью выполнили план набора. Более того, в этом году в стенах ВГМУ им. Н. Н. Бурденко начал учиться студент, который выиграл Всероссийскую олимпиаду и мог выбрать любой вуз страны. Иностранные студенты также поступили и обучаются дистанционно до открытия границ.

– Какие изменения внесены в учебный процесс?

– Мы изменили практику подготовки студентов. Сегодня у нас есть 36-часовая программа по борьбе с коронавирусной инфекцией, разработанная нашими специалистами в рамках непрерывного медицинского образования. Учитывая актуальность темы борьбы с пандемией, мы стараемся обсуждать вопросы противодействия болезни на предметах, которые студенты проходят по стандартной программе, – на биохимии, анатомии и даже на офтальмологии. Наш профессор, заведующая кафедрой офтальмологии Мария Ковалевская подготовила лекцию по изучению проблем коронавирусной инфекции через призму офтальмологических заболеваний.

Есть еще один важный фактор – помимо того, что мы являемся преподавателями, которые дают необходимые знания и умения студентам, мы должны быть еще и воспитателями. Этот процесс должен идти гармонично, ведь врачи всегда в числе тех людей, которые стоят на передовой. Вспомним, например, средневековые эпидемии, когда врачи оказывали помощь людям, страдающим чумой, или массовые поражения во время Великой Отечественной войны.

– Игорь Эдуардович, расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с другими вузами.

– Как я говорил ранее, несмотря на отсутствие очного контакта, мы продолжаем взаимодействие дистанционно. Сейчас отличная возможность нарастить «горизонтальное» сотрудничество. То есть мы не можем поехать в Китай, но можем посетить соседние регионы. Нужно воспользоваться сегодняшней ситуацией, для того чтобы образование и научные исследования не теряли значимости и актуальности.

Так, например, на последнем ученом совете мы подписали договор о взаимодействии с Управлением здравоохранения Липецкой области, в рамках которого на базе областной клинической больницы будет создана кафедра практической подготовки студентов.

В ближайшее время наш вуз с рабочим визитом посетит ректор Курского государственного медуниверситета. Мы планируем заключить договор о практической подготовке студентов, а также о совместном взаимодействии в области науки и образовательных программ.


Источник