Авторизация

Ученые Сеченовского университета разработали новый метод 3-D визуализации биологических объектов от уровня клеточной организации до уровня систем организма

04.08.2020

Инновационная технология позволяет получать оригинальные, более детализированные и качественные изображения

Группа ученых Сеченовского университета во главе с заведующим кафедрой анатомии человека, профессором Владимиром Николенко, разработала новый метод трехмерной реконструкции биологических объектов, принципиально отличающийся от имеющихся в медицине и биологии. Исследователи работали над проектом более пяти лет, проводя испытания на специально сконструированном аппарате для фрезерования объектов, который представляет собой установку весом более десяти тонн, располагающуюся на «колодце» из рельсов и 1036_oooo.plus_1_.pngшвеллеров, чтобы исключить даже микронные искажения. Она позволяет проводить срезы биологического материала с шагом в 5 мкм в криогенных условиях экстремально низких температур от -30 °C и ниже для последующего анатомо-топографического и гистологического анализов и 3-D компьютерной реконструкции.

Это может стать прорывом в обучении специалистов, в исследованиях в области регенеративной медицины, реконструктивной хирургии, онкологии и других направлениях. Главное преимущество — благодаря новой технологии визуализации, врачи могут получить возможность изучать объект in situ в мельчайших подробностях от уровня клеток и микрочастиц, либо детально исследовать выбранную область, чего не способны предложить на должном уровне даже самые современные томографы.

Работой ученых Сеченовского университета заинтересовались на высоком международном уровне. Исследователи описали инновационный метод 3-D реконструкции биологических объектов в статье, которая в июле была опубликована в Nature: Scientific Reports — одном из самых известных и авторитетных журналов в мире по мультидисциплинарным исследованиям.

— Рады, что на нашу работу обратили внимание. Далеко не каждому удается получить публикацию в Nature. Это действительно значимое событие и для университета, которое говорит о том, что наше исследование получило мировое признание. Более пяти лет кропотливой работы того стоят, и я благодарен всем, кто на протяжении этого времени трудился над проектом, — отметил специально для Sechenov.ru Владимир Николенко. — Наши ближайшие планы — приступить к созданию 3-D анатомо-топографического и микроскопического атласов для внедрения в образовательный процесс, провести визуализацию труднодоступных образований головы и шеи, начать разработку портативного оборудования для оснащения патологоанатомических лабораторий для практического здравоохранения. Постараемся получить грант, который нужен для обновления лаборатории и продолжения исследования.

Ученые Сеченовского университета отмечают перспективность разработанного метода трехмерной реконструкции биологических объектов. Исследователи планируют продолжать работу над своим проектом, совершенствуя процесс подготовки биообъектов к криогенному фрезерованию и создания 3-D макро-микроскопических и топографо-анатомических картин частей тела человека.

Подробнее о «Методе криогенной 3-D реконструкции биологических объектов» ученых Сеченовского университета можно прочитать здесь и на странице Владимира Николенко в Facebook.