Авторизация

Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел рабочую встречу с Министром образования и науки России А. А. Фурсенко

13.06.2010

В ходе встречи обсуждались прежде всего вопросы интеграции вузовской и академической науки, а также подготовка к запуску проекта нового Дальневосточного университета. Кроме того, Премьера интересовал вопрос о том, как наши вузы готовы к работе с выпускниками школ.   

Стенограмма начала встречи

В. В. Путин: Андрей Александрович! У нас сейчас осуществляется несколько программ по созданию и укреплению федеральных университетов, исследовательских университетов. Разработана программа поддержки вузовской науки и вообще образования. Вы знаете, недавно я был в Академии наук. В целом неплохо идет работа и по поддержке академической науки, но в Академии наук услышал озабоченность, связанную с тем, что, как считают ученые, в последнее время наблюдается некоторое противопоставление вузовской науки академической. В этой связи хотел бы обратить Ваше внимание на то, что у нас — и Вы это хорошо знаете — в Советском Союзе, да и в России, основные средства всегда вкладывались в академическую науку. Я думаю, что вполне обоснованно то, что сейчас Министерство делает при поддержке Правительства: поддерживает и вузовское образование, и вузовскую науку. Но, разумеется, оба эти направления должны гармонично развиваться, вести к определенной, как сейчас модно говорить, синергии, давать общий хороший результат, ни в коем случае не должны быть противопоставлены друг другу. Первый вопрос как раз и заключается в этом — как министерство планирует организовать эту работу по двум направлениям? И потом еще вопрос, связанный с подготовкой к запуску проекта по Дальневосточному университету.

А. А. Фурсенко: По синергии. Несколько лет тому назад, Владимир Владимирович, Вы подписали закон об интеграции науки и образования, где были сняты все барьеры между наукой и образованием, устранены искусственные препятствия к тому, чтобы создавать базовые кафедры в академических институтах и лаборатории академических институтов в университетах.

То есть законодательно мы сняли какие бы то ни было препятствия к взаимодействию. Более того, могу сказать, что когда мы отбирали национальные исследовательские университеты — конкурс был, — то в составе конкурсной комиссии примерно третью часть составляли представители Академии наук, наши ведущие ученые. Именно они определяли, какие университеты следует поддержать. В качестве критериев они подчеркивали именно необходимость более тесной связи с фундаментальной наукой академии. И не случайно одним из победителей конкурса стал академический университет, который Вы хорошо знаете, — возглавляемый Жоресом Ивановичем Алферовым. Несмотря на то что это очень необычный университет (в нем очень мало ребят, и начинает он учить только с магистратуры), он оказался среди победителей и вместе со всеми остальными составляет эту сеть.

Поэтому я считаю, что противопоставления нет, — есть желающие поговорить об этом. Но на самом деле это абсолютно деструктивно — не только противопоставление, если бы оно было, но и сами разговоры об этом.

В. В. Путин: Понятно. То есть позиция министерства заключается в том, что...

А. А. Фурсенко: ...что только совместная работа может дать реальный результат. Но при этом очень важно, чтобы вузы действительно были равноправными и сильными игроками в области проведения исследований.

Внутренняя конкуренция важна не только для вузов — она важна и для Академии наук, потому что должна быть жесткая и честная конкуренция. И в этом плане могу сказать, что финансовая поддержка академии, на мой взгляд, ничуть не уступает.

Мы оценивали ситуацию с победителями конкурсов в рамках федеральных целевых программ. Академические институты участвуют там примерно в том же объеме, что и различные университеты, высшая школа. Хотя, как Вы знаете, университетов у нас сегодня больше, чем академических институтов, и они более активно участвуют в федеральных целевых программах, потому что часть академических институтов, к сожалению, зациклена на своем внутреннем финансировании, считая, что участвовать в каких-то конкурсах не так и обязательно.

Большая часть академических институтов участвует в конкурсах, которые проводят наши фонды — Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. И там большинство победителей — это как раз представители академической науки. Поэтому я думаю, что разговоры о противопоставлении — искусственные. Иногда их ведут те люди, которые по тем или иным причинам не смогли выиграть конкурс, а иногда — те люди, которые не хотят участвовать в этих конкурсах, потому что считают, что деньги должны давать просто так. Это тоже есть, к сожалению. Хотя могу сказать, к счастью, самые сильные академические институты участвуют и побеждают.

В. В. Путин: Мы разговаривали с президентом Академии наук по поводу участия академии в запуске проекта нового Дальневосточного университета на острове Русский, который должен состояться после проведения АТЭС. Как идет работа?

А. А. Фурсенко: Там есть одна проблема, которая связана с тем, что кандидатура на должность ректора этого университета — мы как раз хотели бы, чтобы она «пришла» не из высшей школы, а именно из Академии наук... Мы даже обращались в академию с просьбой дать нам кандидатуры, но люди из академических институтов хотели бы остаться у себя на работе. В этом и есть проблема. Я могу сказать, что на самом деле там, куда приходят люди из академии и возглавляют работу вузов, там есть результат. Вот, например, Сибирский федеральный университет возглавил очень известный академик Ваганов — человек с очень хорошей научной репутацией. Он пришел из Академии наук. Я считаю, что именно поэтому Сибирский федеральный университет сегодня является одним из лидеров среди университетов новой формации.

В. В. Путин: Нужно продолжить усилия по формированию не только кадрового состава будущего Дальневосточного университета, но и по созданию концепции его развития. Мало построить здания — нужны интеллектуальное сопровождение и наполнение.

А. А. Фурсенко: Концепцией мы занимаемся очень активно. Сегодня высшая школа на Дальнем Востоке, пожалуй как нигде в России, интегрирована с Академией наук. И высокое качество целого ряда факультетов, кафедр определяется тем, что во главе их стоят заведующие лабораториями, директора академических институтов — люди с очень хорошей научной репутацией. Их возможности видны и молодым ребятам, они тянутся за ними. Вы помните, Вы встречались с некоторыми их представителями. И они говорят, что это взаимодействие высшей школы и академии и определяет как успех Дальневосточного отделения Академии наук, так и достаточно хорошее качество университетов на Дальнем Востоке. Это тоже одно из доказательств того, что это противопоставление искусственно и деструктивно.

В. В. Путин: Я сейчас не о противопоставлении. Я говорю о том, что нам нужно довести до конца запуск нового Дальневосточного университета. Вот я о чем говорю. И прошу Вас не упускать это из виду. И следующая тема: закончился учебный год. Как наши высшие учебные заведения — университеты, институты, другие учебные заведения — готовы к работе с выпускниками школ, с абитуриентами?

А. А. Фурсенко: Сегодня есть опасная проблема — я однажды Вам уже докладывал — это то, что из-за демографии у нас падает количество выпускников. И сегодня вузы борются за каждого выпускника, особенно за тех, кто показывает хорошие знания.

Какие есть положительные тенденции? В этом году количество выпускников, которые сдают Единый государственный экзамен по таким предметам, как информатика, физика, химия, возросло. У нас общее количество выпускников падает, а людей, которые сдают ЕГЭ, — возрастает. Это означает, что та работа по профориентации, которую ведут и вузы, и Правительство, не проходит зря и ребята начинают в большей степени интересоваться точными науками, в перспективе — реальной экономикой. Причем возрастание существенное. Например, количество ребят, которые сдают в этом году химию, выросло на 30%, информатику — почти на 20%.

Вузы волнуются. Я бы сказал, что сегодня, сейчас волнуются выпускники, но еще больше волнуются вузы. Сколько им удастся набрать хороших ребят для учебы? Я знаю, что идет серьезная профориентационная работа, идет агитация, и эту работу сейчас мы вводим в регулярные рамки. Сегодня гораздо активнее и Союз ректоров, и ведущие вузы — исследовательские, федеральные — работают непосредственно со школами.

У нас сейчас, к счастью, меняется в лучшую сторону ориентация молодых ребят. Мы видим, что больше ребят пошло в науку, в инновационный сектор. Но с учетом демографической ситуации этого недостаточно. И мы хотели бы предложить — мы начали разрабатывать программу по переподготовке уже взрослых людей, для того чтобы они смогли работать в новой экономике, в инновационной экономике.

В. В. Путин: Таким образом можно было бы занять и профессорско-преподавательский состав вузов. АТЭС

А. А. Фурсенко: Да. Это очень важно, потому что это новые рабочие места, и, кстати, интересные рабочие места. Если бы Вы поддержали это предложение, то я просил бы дать соответствующее поручение нам вместе с Минэкономразвития и Минфином, для того чтобы мы такую программу разработали и внесли в Правительство. Потому что опыт комплексной модернизации общей школы у нас уже есть — в рамках нацпроектов: Вы помните, были проекты по комплексной модернизации. Сегодня, мне кажется, такую программу надо делать с участием регионов. Очень важно, чтобы регионы включились в реформирование, модернизацию профессионального образования.

В. В. Путин: Хорошо, подготовьте предложения. Сформулируйте.