Авторизация

Предисловие к профессии

14.12.2017

Медицина меняется стремительно. И врач завтрашнего дня будет во многом отличаться от того, к которому мы сегодня приходим на прием. А как его подготовить? Об этом обозреватель «Российской газеты» Ирина Краснопольская беседует с ректором Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, академиком Петром Глыбочко.

Медицина меняется стремительно. И врач завтрашнего дня будет во многом отличаться от того, к которому мы сегодня приходим на прием. А как его подготовить? Об этом обозреватель «Российской газеты» Ирина Краснопольская беседует с ректором Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, академиком Петром Глыбочко. 

Петр Витальевич, о подготовке будущих врачей говорим именно с вами потому, что вы не только ректор Сеченовского университета, но и председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России». Как говорится, все карты в руки. Так почему столь актуальна стала эта проблема? Почему, например, по вашей инициативе в школах Москвы появились медицинские классы? Они приносят результаты?

Петр Глыбочко: В медицине, как нигде, важен осознанный выбор профессии. Не каждый может быть настоящим врачом, даже если у него диплом о медобразовании. Врач — не просто профессия, это выбор жизни. Скажем, хорошему инженеру не обязательно уметь общаться с другими людьми. И архитектору это не важно. И ученым не обязательно умение общаться с другими. А врачу без умения находить контакты с пациентом никак не обойтись.

Считаете, этот постулат не устарел? Теперь же говорят, что диагноз может поставить гаджет, а удалить опухоль предстательной железы робот Да Винчи.

Петр Глыбочко: Начну с Да Винчи, поскольку именно этот робот с особым успехом используется в хирургической урологии, а я уролог. Да Винчи наши специалисты используют. И это хорошо. Это помогает проводить сложнейшие операции практически бескровно, без осложнений. Да Винчи уместен не только в урологии, но и в хирургии, гинекологии, травматологии, проктологии. Но даже самый умелый хирург перед такой операцией должен поговорить с пациентом. Это помогает выбрать оптимальную тактику применения робота, назначения последующего лечения. И сегодня мы обязаны не только показать студенту робота Да Винчи, но и научить с ним работать, научить правильно общаться с пациентом, для лечения которого мы этот робот применяем.

А теперь о нашем проекте «Школа – университет – клиника». Дело в том, что нельзя в одночасье сделать то, о чем сказал выше. Кроме того, нельзя допустить, чтобы выпускник школы, сдав ЕГЭ, просто пришел в мединститут. Потому что не дай бог ошибиться. Не дай бог, если студент медвуза на 2-м, 3-м курсе поймет, что поступил не туда, что медицина не его дело. Это московский проект. И вряд ли он был бы реализован без поддержки мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина. В 70 школах столицы действует 110 медико-биологических классов. Кроме того, создан Медицинский Сеченовский предуниверсарий, в котором на конкурсной основе обучается 400 школьников. А всего по нашей программе в столице учится 6000 школьников. Для всей страны, понимаю, мало. Поэтому стараемся тиражировать проект в другие регионы России. И уже в Саратове, Воронеже, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге есть наши последователи.

Чему учат в предуниверсарии и медико-биологических классах? Кто в них преподает?

Петр Глыбочко: Прежде всего освоение программы средней школы. Кроме того, учат оказывать первую помощь, действовать в экстремальных ситуациях. Эти занятия ведут преподаватели нашего университета. Сеченовский предуниверсарий — методологический центр для медико-биологических классов.

Вы считаете, что будущему студенту медвуза необходимо уметь оказывать первую помощь? Разве этому нельзя научить, когда он станет студентом?

Петр Глыбочко: Можно, конечно. Хотя убежден: каждый из нас должен уметь оказывать первую помощь. А для того, кто собирается стать врачом, это особенно важно. Важно, чтобы до поступления в институт он был приобщен к «черновой» работе в нашей профессии, чтобы понимал: медицина — это не только впечатляющие операции, мгновенный приезд скорой помощи, но и будни, которые немыслимы без черновой работы.

Но вот человек поступил в Сеченовский университет. Он по-прежнему первые два-три года изучает анатомию, биологию, латинский язык, физику, химию. По собственному опыту знаю, это некоторых отпугивает от профессии.

Петр Глыбочко: Не без этого, но... Для того и существует Сеченовский предуниверсарий и медико-биологические классы. Туда, в школьную программу мы отнесли пласты химии, физики, биологии. Это позволяет уже на первом курсе изучать не просто биологию, химию, физику, а молекулярную биологию, медицинскую химию, медицинскую генетику и получать практические навыки у постели больного.

Студент первого курса вхож в ваши университетские клиники?

Петр Глыбочко: А как иначе? Возрожденные нами университетские клиники открыты для обучения. Да, студенты, конечно, не лечат. Они ухаживают за пациентами. Это приучает их к общению с ними. Назову некоторые клиники, где этот процесс особенно успешен. Это клиника гастроэнтерологии академика Владимира Трофимовича Ивашкина, клиника кардиологии профессора Абрама Львовича Сыркина, клиника профессиональных заболеваний академика Николая Алексеевича Мухина. Таким образом, будущие врачи приобщаются к врачеванию.

Признайтесь, Петр Витальевич, не у всех медвузов есть такие возможности, как у Сеченовского университета. Понимаю, что он головной. Понимаю, что на вашу мельницу работает то, что вы председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России». Ведь все, о чем вы говорите, требует немалых денег. У вас особое финансирование?

Петр Глыбочко: Об этом можно только мечтать. Я могу назвать цифры. Год обучения студента-медика в среднем по стране стоит всего-навсего 70 тысяч рублей.

Мизерная цифра. Сколько, на ваш взгляд, в действительности должно стоить обучении одного студента в медвузе?

Петр Глыбочко: Это не тайна. Это подсчитано: в среднем 200-300 тысяч рублей. Как выходим из этого положения? Может, это рецепт не для всех. Но мы нашли поддержку в Госдуме, нас поддержали спикер Госдумы Вячеслав Викторович Володин и председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев. Потому сегодня средняя цена обучения в медицинском вузе стала 115 тысяч. Планируется, что в 2018 году мы станем еще дороже. И обучение одного студента в год будет стоить 135 тысяч. Это позволит повысить качество подготовки студентов, повысить заработную плату профессорско-преподавательскому составу и получить современное оборудование для обучения студентов.

В 2015 году ваш университет единственный среди медицинских вузов вошел в государственный проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди лучших мировых научно-образовательных центров «5-100». Расшифруйте, что это значит?

Петр Глыбочко: В этом проекте задействован сегодня 21 российский университет. 5 из них должны войти в мировые рейтинги 100 лучших вузов мира.

Ничего себе замах! Вы считаете, такое возможно?

Петр Глыбочко: Да, возможно! Ведь наш университет впервые за свою историю вошел в мировые рейтинги QS (Quacquarelli Symonds) и THЕ (Times Higher Education). Понимаю, это только начало пути. Понимаю, что дорогу осилит идущий. И мы к этому целенаправленно идем. К 2020 году у нас будет создан научно-технологический парк биомедицины. В него войдут институт молекулярной медицины, институт регенеративной медицины, институт трансляционной медицины и институт персонализированной медицины.

Очередной кластер?

Петр Глыбочко: Нет. Не кластер. Это нечто иное. Здесь будут создаваться новые фармпрепараты и биопродукты. И все это будет находить практическое применение в наших университетских клиниках. На этой базе будут «выращиваться» врачи будущего.

«Выращиваться»? Но они же не биопродукты!

Петр Глыбочко: Лексика сегодняшнего дня. От этого никуда не деться. Главное, что это как бы завершит процесс подготовки врача будущего. У нас в университете открыта и работает международная школа «Медицина будущего». Со всей страны мы каждый год набираем по 50 талантливых и перспективных студентов из медицинских вузов страны. Научно-технологический парк биомедицины завершит формирование нового «атласа» специальностей будущего и наук о жизни. Ведь медицина, тем более медицина будущего — это жизнь. В этом парке и в его институтах мы будем готовить сетевых врачей, молекулярных диетологов, разработчиков медицинских приборов, специалистов по редактированию и управлению генома, специалистов по тканевой инженерии, разработчиков системы трехмерной печати, нанофармакологов и, наконец, разработчиков систем «умной» доставки лекарств. В эпоху цифровой экономики это особенно важно — перевод инженерных, технических и IT-разработок в решения по улучшению здоровья людей. Это формирует систему персонализированного управления здоровьем.

Высокий международный рейтинг вам что-нибудь дает?

Петр Глыбочко: Еще бы! Хотя бы тот факт, что в этом учебном году у нас иностранных студентов стало в два раза больше, чем было год назад. Они приезжают к нам, минуя всяких посредников. Заключают с нами договора напрямую. Это говорит о том, что качество медицинского образования у нас на международном достаточно высоком уровне.

Иностранцы платят за обучение?

Петр Глыбочко: Конечно.

Диплом Сеченовского университета позволяет им без дополнительной подготовки работать в своих странах?

Петр Глыбочко: Практически да. Наш диплом не требует переподготовки. В странах, где имеется международная аккредитация Сеченовского университета, наш диплом признается автоматически, проходить дополнительную процедуру допуска к профессиональной деятельности не требуется. И напоследок замечу, у Сеченовского появляются зарубежные филиалы. Один уже действует в Азербайджане.

Текст: Ирина Краснопольская

Фото: Сергей Куксин

Ссылка на публикацию: Российская газета - Столичный выпуск