Стратегия, вызовы и пути развития: как прошел первый день кросс-вузовской экспертизы в Сеченовском Университете
23.10.2025
В приветственном слове ректор Сеченовского Университета академик РАН Петр Глыбочко подчеркнул лидерские позиции университета в российских и международных рейтингах по медицине, стоматологии и фармации. Также он обратил внимание на амбициозные задачи, поставленные в рамках программы «Приоритет-2030». Среди ключевых направлений — создание сетевого университета медицинских технологий, подготовка междисциплинарных кадров (включая медицинских инженеров), цифровая трансформация здравоохранения и внедрение искусственного интеллекта. Особое внимание ректор уделил клинической трансформации — интеграции научных разработок в практику клинического центра и выводу биомедицинских продуктов на промышленный уровень при поддержке индустриальных партнеров.
«Мы сегодня первопроходцы, наша задача — не просто создавать инновации, а доводить их до промышленного производства. Если не ставить амбициозных целей, вряд ли удастся решить те вызовы, которые стоят перед страной», — отметил Петр Глыбочко.
«Клетка-как-лекарство»
Директор департамента передовых исследований и разработок Артем Антошин, руководитель стратегического технологического проекта «Клетка-как-лекарство», рассказал о трансформации подхода университета: от академической науки к технологическому лидерству через создание платформенных биомедицинских решений. Сегодня в приоритете — формирование универсальных технологических платформ, способных охватить до 70 нозологий. Уже создан проектно-производственный центр с лицензией на выпуск биомедицинских клеточных продуктов, а также в высокой степени готовности находятся проекты в области 3D-органоидов, диагностических тест-систем, TCR-T-клеточных препаратов и генотерапевтических средств на основе CRISPR/Cas.
«Наша амбиция — стать архитектором отрасли и внедрить отраслевой стандарт клеточных технологий», — заявил Антошин, добавив, что университет формирует клинические, образовательные, производственные и рыночные стандарты в сотрудничестве с Минздравом и индустриальными партнерами.
«Клиника без границ»
«СТП «Клиника-без-границ» направлен на переход от реактивной к предиктивной (проактивной) модели здравоохранения. Основной потенциал такой системы — в имплементации решений искусственного интеллекта и инструментов медицинских организаций в жизнь пациентов, вовлечении их в управление здоровьем. Это станет эффективным ответом на преодоление тренда старения населения и драйвером повышения ожидаемой продолжительности жизни», — отметила руководитель СТП Валерия Кузоватова, директор департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов.
Проект объединяет разработку ПО, медицинских устройств с функцией передачи данных и стандартизированных клинических протоколов, формируя сквозные решения «от пациента до врача». Ключевую роль играет Институт цифрового биодизайна и искусственного интеллекта в медицине, интегрирующий научные, образовательные и производственные компетенции.
«Научные и медицинские организации должны находиться не в конце, а в начале цикла создания решений с ИИ — только так можно устранить разрывы между разработкой и внедрением», — подчеркнула Кузоватова.
Экспертное мнение
Эксперт кросс-вузовской экспертизы, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Медицинского института РУДН Тимур Фатхудинов обратил внимание, что в университетах, участвующих в «Приоритете-2030», «пересобрали» программы развития с учетом новых вводных: упор сделан на трансформацию для технологического рывка. Теперь университет — тот общественный институт, который отвечает за связь науки, технологий и образования. Вслед за этим меняется и подход к экспертизе университетов. В этом году эксперты — сотрудники других университетов, которые участвуют в программе «Приоритет-2030».
В ходе экспертизы участники обсудили ключевые точки роста в пяти направлениях:
1. Целевая модель университета и система управления, представленная проректором по научно-технологическому развитию Вадимом Тарасовым, определяет университет как отраслевого интегратора с амбицией войти топ-10% глобальных университетов по биомедицине. Акцент сделан на сетевую модель, трансформацию клиник в технологические площадки и создание медико-технического кластера.
2. СТП «Клетка-как-лекарство» — по словам Артема Антошина, ключевые вызовы связаны с внутренней инфраструктурой и внешними механизмами трансфера. В ответ формируются две модели внедрения: через собственное производство и партнерские клиники. Уже подписаны соглашения с «МЕДСИ», НИИФКИ и «Р-Фарм».
3. СТП «Клиника-без-границ» — директор по коммерциализации технологий Александр Кулиш сообщил о трансформации стратегического проекта: акцент смещается на создание медизделий с ИИ, формируются четыре портфеля проектов, в которых продуктами являются медизделия с искусственным интеллектом — встроенным или как дополнение к существующим изделиям.
4. Система подготовки кадров — заместитель директора по учебной и воспитательной работе Института стоматологии имени Е. В. Боровского Анна Туркина рассказала о новых профилях выпускников: врачах-исследователях, клиницистах, медицинских инженерах. Университет работает в формирующейся отрасли и не может опираться только на текущие запросы работодателей и партнеров, отметила она. Специалистам университета необходимо самим определять, какие компетенции в будущем могут понадобиться выпускникам, включая и продуктовые, и цифровые, и биомедтех-компетенции, и мягкие навыки. Также в университете работают над трансляцией результатов СТП в образование. Для этого в университете введены междисциплинарные модули, проводится сквозная подготовка по регенеративной медицине и обязательное использование ИИ в обучении врачей.
5. Сквозной процесс HR / развитие кадрового потенциала — начальник отдела кадров Ольга Бойцова отметила, что для достижения технологического лидерства необходимы специалисты по педагогическому дизайну, продакт-менеджеры, специалисты по технологическому трансферу. Для поддержки молодых ученых в университете действуют программы «Стажер-исследователь», «Карьерный лифт аспирантов» и «Молодежно-кадровый регион». Цель — к 2036 году увеличить долю молодых специалистов в штате до 20%.
После установочной сессии состоялась лекция Елены Литвиновой «Программа развития: стратегия или приоритет?». Она поделилась опытом выстраивания стратегического видения в условиях трансформации высшего образования и подчеркнула важность гибкости, ориентации на результат и вовлечения всех уровней университетского сообщества. Лекция послужила методологической основой для последующей групповой работы.
Участники разделились на экспертные группы, где обсудили обозначенные вызовы и предложили пути их преодоления. Работа велась при поддержке внешних экспертов. В завершение дня группы представили ключевые идеи и сформировали задачи на второй день экспертизы.
Так, в группе «Целевая модель и система управления» в первый день обсудили, какие разрывы существуют сейчас в долгосрочном планировании проектов университета.
«Это необходимо, чтобы обозначить опорные точки и эффективные подходы к управлению, которые позволят университету в том числе выбирать проекты, позволяющие достичь технологического лидерства», — поделилась директор Института фармации А. П. Нелюбина Галина Раменская.
Кросс-вузовская экспертиза в Сеченовском Университете подтвердила его готовность к открытому профессиональному диалогу. Формат «равный — равному» позволяет не только получить объективную оценку, но и совместно выработать решения, способные усилить позиции российской науки и образования на глобальном уровне. Первый день стал важным шагом к формированию устойчивой экосистемы технологического лидерства в отечественной медицине.
Пресс-служба Сеченовского Университета.
Опубликовано на: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/strategiya-vyzovy-i-puti-razvitiya-kak-proshel-pervyy-den-kro...