Александр Лукашев объяснил, почему коронавирус часто проходит в бессимптомной форме
07.08.2020
До сих пор ученые не могут определиться, какой вклад в распространение эпидемии новой коронавирусной инфекции вносят бессимптомные носители и сколько таких в принципе. Еще в мае американское Управление по контролю за заболеваниями (CDC) заявляло, что симптомы заболевания могут не проявляться у 25 процентов заразившихся. А вот исследования, проведенные в Гонконге и Великобритании, показали, что доля скрытых носителей среди переносчиков вируса может составить до половины. Мнения ученых о степени заразности бессимптомников тоже разнятся.
Тем временем, швейцарский ученый Беда Штадлер выступил с заявлением, что никаких бессимптомных носителей не существует: просто у этих людей есть иммунитет к возбудителю COVID-19 и заразить других они не могут. Мы узнали подробности.
Пока ученые не договорились, насколько бессимптомные носители способствуют распространению COVID-19. И все же большинство склоняется к мнению, что риск заражения от больного с явными симптомами болезни все же выше, чем от носителя инфекции, у которого симптомов нет.
Тем временем в швейцарском журнале Weltwoche вышла статья экс-директора Института иммунологии в Университете Берна, биолога Беды М. Штадлера, который раскритиковал основные представления о вирусе, сформированные в ходе эпидемии. По мнению профессора Штадлера, иммунный ответ населения против коронавируса намного сильнее, чем мы думали. «Во-первых, было неправильно утверждать, что этот вирус был новым. Во-вторых, еще более ошибочно было утверждать, что у населения еще не было иммунитета против этого вируса. В-третьих, венцом глупости было утверждать, что кто-то может заразиться COVID-19 вообще без каких-либо симптомов или даже передать болезнь без каких-либо симптомов», - заявил доктор Штадлер.
По его словам, изначально ученые уделили слишком мало внимания «схожести» нового коронавируса с предыдущим вирусом SARS и другими бета-коронавирусами, которые ежегодно являются причинами простудных заболеваний. «"Это не какой-то новый вирус, а просто сезонный вирус простуды, который мутирует. Кстати, вирус гриппа значительно больше мутирует, и никто никогда не станет утверждать, что новый штамм вируса гриппа был совершенно новым. Поэтому многие ветеринарные врачи были раздражены заявлением о новизне, так как они годами прививали кошек, собак, свиней и коров против коронавируса», - пишет автор публикации.
Профессор напоминает, что главной опасностью нового коронавируса называют отсутствие иммунитета против него. Однако он подчеркивает, что китайские районы, где бушевал Sars-1, наименее пострадали от SarsCoV-2, что является ярким свидетельством того, что наша иммунная система считает их частично идентичными, и что один вирус может защитить нас от другого.
В середине апреля работа была опубликована работа группы берлинских исследователей во главе с известным немецким вирусологом Кристианом Дростеном, которая показала, что у 34% людей в Берлине, которые никогда не контактировали с вирусом Sars-CoV-2, тем не менее проявлялся Т-клеточный иммунитет против него. Исследование, проведенное Джоном П.А. Иоаннидисом из Стэнфордского университета, показало, что иммунитет против SarsCoМ-2 намного выше, чем считалось ранее. На основании всего вышесказанного профессор Штадлер утверждает, что, судя по количеству бессимптомных носителей, коллективный иммунитет к COVID-19 давно сформировался, и если зимой и будет вторая волна, то пройдет она в виде легкой сезонной простуды.
Действительно ли количество бессимптомных носителей может быть связано с тем, что люди имеют иммунитет к другим сезонным коронавирусам? Как рассказал обозревателю «МК» директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев, при заражении большинством вирусов (скорее всего, коронавирусы не исключение) нет четкой грани между болезнью и ее отсутствием:
«Мы привыкли к тому, что чума либо есть, либо нет. Для части болезней так и бывает. Но многие вирусные инфекции проходят в очень мягком варианте или бессимптомно.
Например, при полиомиелите паралич развивается примерно у 1% заболевших, а у остальных инфекция проходит бессимптомно или с легкой температурой и кишечным расстройством. Другое дело, что на больших группах населения этот 1% становится серьезной проблемой.
При новом коронавирусе важно понять: почему болезнь проходит в легкой форме или без проявлений. Во-первых, в значительной степени потому, что у такого человека либо оставался иммунитет, либо его иммунная система справляется с вирусом хорошо и без «ошибок». Поэтому размножение вируса есть, но организм быстро справляется, и симптомы не развиваются.
Действительно, иммунитет, в том числе, от других коронавирусов, играет очень большую роль в том, кто будет болеть с симптомами, а кто — без. Данные серологических обследований, в том числе, и в Москве, и в Нью-Йорке показывают, что число тех, у кого появились антитела, то есть, у кого вирус размножался и организм с ним справился, в 5-10 раз выше, чем число зарегистрированных случаев заболевания. Речь тут идет не о носительстве вируса. Это именно размножение вируса: то есть, у человека развилась инфекция. Другое дело, что она закончилась так быстро и иммунная система справилась так эффективно, что симптомы не появились. Поэтому бессимптомная инфекция бывает, а вот длительного носительства, скорее всего, не бывает.
- То есть, тем, кто уже переболел COVID-19 или другими коронавирусами, ничего страшного не грозит?
- Даже если у таких и будет размножение вируса, очень сомневаюсь, что у них может развиться серьезная болезнь.
- А повторное заражение COVID-19 все же возможно?
– Не исключено. Но в этом нет ничего страшного. Мы всеми респираторными вирусами за жизнь заболеваем по несколько раз. Но, поскольку остается иммунитет от прошлого заражения, то повторная инфекция у нас протекает в бессимптомной либо легкой форме. С коронавирусом проблема в том, что он пришел к нам внезапно, и с COVID-19 никто из нас не встречался в детстве, а потому всем приходится одновременно болеть в первый раз. Поэтому сейчас говорить, что это обычный респираторный вирус, вряд ли уместно. А вот через несколько лет, очень вероятно, это будет намного ближе к действительности.
Ссылка на публикацию: www.mk.ru