На площадке Сеченовского Университета обсудили цифровизацию медицинского образования
02.10.2020
Во второй день XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2020» состоялся круглый стол на тему «Медицинское образование в эпоху цифровизации». Обсудить актуальные проблемы трансформации медицинского образования и внедрения цифровых технологий в клиническую практику собрался широкий круг экспертов как из Сеченовского Университета, так и вузов из Владивостока, Казани и Уфы.
Модератором круглого стола стала директор Института электронного медицинского образования Марина Кинкулькина, которая отметила, что трансформация медицинского образования сейчас - один из ключевых вопросов.
«Это то, над чем Сеченовский Университет работал в последнее время и то, что наступило очень быстро. Не секрет, что пандемия COVID-19 заставила всех ускориться, цифровизация затронула все отрасли, а на медицинском образовании это отразилось наиболее ярко. Вопрос цифровизации учебного процесса был предметом регулярного обсуждения между коллегами и среди профессионального сообщества», – сказала Марина Кинкулькина, открывая круглый стол.
Сеченовский Университет, как и другие образовательные учреждения в связи с пандемией COVID-19 столкнулся с необходимостью дистанционного образования, однако правильно отреагировал на эту ситуацию, оказавшись готовым к вызову. Заместитель директора Института профессионального образования Андрей Ветлужский пояснил, что вуз загодя начал переводить учебные материалы в «цифру», накопив внушительный банк лекций в видеоформате. Важным инструментом стала платформа «Сеченов онлайн», на которой хранится множество образовательных курсов, полезных как для студентов, так и для опытных медицинских специалистов.
Сеченовский Университет постоянно работает над новыми форматами, так, популярными среди обучающихся стали образовательные подкасты. Показали свою эффективность различные коммуникативные системы, включая «Электронный деканат», когда студенты могли обратиться с интересующим вопросом. Андрей Ветлужский рассказал о реализующейся в Сеченовском Университете цифровой модели медицинского образования.
«Мы должны идти от цифровой среды к формированию цифровой образовательной экосистеме. Ключевыми параметрами являются персонализация, обучение, построенное на данных аналитики, взаимодействие обучающихся между собой и преподавателями, доступность знаний и возможность обмена данными как между студентами, так и между вузами. При этом мы должны помнить, что хоть и живем в эпоху цифровизации, но обучаем студентов работать с живыми людьми, а значит полностью виртуальным образование не станет. Нам нужно развивать те инструменты, что сейчас есть, а также разрабатывать новые полезные возможности, оставаясь в контексте медицинского образования», – резюмировал Андрей Ветлужский.
Тему цифровой модели образования продолжил директор Института клинической медицины Филипп Копылов. Несмотря на эффективность, дистанционное образование выявило и ряд объективных проблем. Среди них Филипп Копылов выделил недостаточную цифровую грамотность преподавателей, возросшую нагрузку на педагогов в связи с необходимостью подготовки материала в электронном формате, невысокие навыки студентов по самообучению, отсутствие прямого общения между студентами и преподавателям и многие другие. Тем не менее, по мнению спикера, необходимо не только продолжать, но и усилить работу по дистанционному образованию.
Филипп Копылов сообщил, что Институт клинической медицины создает онлайн школу Sechenov interscills, которая будет аккумулировать полезные для студентов образовательные курсы. Спикер отметил, что видит перспективу развивать междисциплинарное направление, когда обучающиеся могли бы получать не только обязательные, но и дополнительные компетенции, например, навыки критического мышления.
«Та идеология, которая закладывается в системе образования, когда на каждого студента создается «цифровое портфолио», по которому можно понять, в каких олимпиадах он принял участие, какие дополнительные компетенции получил, позволяют оценить, насколько студент готов к медицинской или научной деятельности. Это тот инструмент, который даст возможность находить талантливых студентов и направлять на работу в наш Университет или другие организации», – подчеркнул Филипп Копылов.
Участники круглого стола затронули не только тему цифровизации образования, но и применения цифровых технологий в клинической практике. Директор Института цифровой медицины Георгий Лебедев подробно рассказал о том, что такое цифровая медицина и об основных направлениях деятельности Института. По его словам, уже сейчас внедряются технологии, которые позволяют дистанционно наблюдать пациентов с онкологическими заболеваниями, мочекаменной болезнью, инфекционными заболеваниями, пациентов, страдающих избыточным весом, беременных, находящихся в группе риска и, что является новшеством, пациентов с респираторными заболеваниями.
Особо перспективным Георгий Лебедев назвал внедрение технологий искусственного интеллекта в медицину: «Это нужно, чтобы мы могли передовой опыт специалистов Сеченовского Университета распространить на всех врачей в России. Создавая систему искусственного интеллекта, мы фактически моделируем деятельность наших ведущих специалистов, и любой врач может подключиться к этой системе, чтобы увидеть, как наши врачи лечат пациентов с тем или иным набором симптомов», – сказал Георгий Лебедев.
Директор Института цифровой медицины при этом сообщил, что искусственный интеллект может применяться для ведения медицинских документов и медицинских карт пациентов, диагностики заболеваний, подбора медикаментов, наблюдения за пациентами, контроля качества оказания медицинской помощи, разработки лекарственных средств, проведения КТ, МРТ, УЗИ. Георгий Лебедев отметил, что это перспектива не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня.
Директор Клинического института детского здоровья Екатерина Алексеева выступила с докладом «Цифровая трансформация образования, научных исследований и клинической практики в педиатрии». Спикер рассказал о проектах «Виртуальный педиатрический госпиталь», «Цифровая трансформация научных исследований» и «Цифровая педиатрическая академия», которые разрабатываются под руководством первого проректора Сеченовского Университета Андрея Свистунова. По словам Екатерины Алексеевой, эти проекты подразумевают аккумуляцию научных знаний, на основе которых студенты получат практические навыки для применения в медицине.
Круглый стол затронул и еще целый ряд вопросов. Обсуждалось применение цифровых кейсов в обучении и оценке знаний медицинских работников, внедрение цифровых технологий в фармацевтическое образование, применение цифровой системы поддержки для принятия врачебных решений в стоматологической практике, обучение цифровым технологиям врачей и многое другое.
«Это то, над чем Сеченовский Университет работал в последнее время и то, что наступило очень быстро. Не секрет, что пандемия COVID-19 заставила всех ускориться, цифровизация затронула все отрасли, а на медицинском образовании это отразилось наиболее ярко. Вопрос цифровизации учебного процесса был предметом регулярного обсуждения между коллегами и среди профессионального сообщества», – сказала Марина Кинкулькина, открывая круглый стол.
Сеченовский Университет, как и другие образовательные учреждения в связи с пандемией COVID-19 столкнулся с необходимостью дистанционного образования, однако правильно отреагировал на эту ситуацию, оказавшись готовым к вызову. Заместитель директора Института профессионального образования Андрей Ветлужский пояснил, что вуз загодя начал переводить учебные материалы в «цифру», накопив внушительный банк лекций в видеоформате. Важным инструментом стала платформа «Сеченов онлайн», на которой хранится множество образовательных курсов, полезных как для студентов, так и для опытных медицинских специалистов.
Сеченовский Университет постоянно работает над новыми форматами, так, популярными среди обучающихся стали образовательные подкасты. Показали свою эффективность различные коммуникативные системы, включая «Электронный деканат», когда студенты могли обратиться с интересующим вопросом. Андрей Ветлужский рассказал о реализующейся в Сеченовском Университете цифровой модели медицинского образования.
«Мы должны идти от цифровой среды к формированию цифровой образовательной экосистеме. Ключевыми параметрами являются персонализация, обучение, построенное на данных аналитики, взаимодействие обучающихся между собой и преподавателями, доступность знаний и возможность обмена данными как между студентами, так и между вузами. При этом мы должны помнить, что хоть и живем в эпоху цифровизации, но обучаем студентов работать с живыми людьми, а значит полностью виртуальным образование не станет. Нам нужно развивать те инструменты, что сейчас есть, а также разрабатывать новые полезные возможности, оставаясь в контексте медицинского образования», – резюмировал Андрей Ветлужский.
Тему цифровой модели образования продолжил директор Института клинической медицины Филипп Копылов. Несмотря на эффективность, дистанционное образование выявило и ряд объективных проблем. Среди них Филипп Копылов выделил недостаточную цифровую грамотность преподавателей, возросшую нагрузку на педагогов в связи с необходимостью подготовки материала в электронном формате, невысокие навыки студентов по самообучению, отсутствие прямого общения между студентами и преподавателям и многие другие. Тем не менее, по мнению спикера, необходимо не только продолжать, но и усилить работу по дистанционному образованию.
Филипп Копылов сообщил, что Институт клинической медицины создает онлайн школу Sechenov interscills, которая будет аккумулировать полезные для студентов образовательные курсы. Спикер отметил, что видит перспективу развивать междисциплинарное направление, когда обучающиеся могли бы получать не только обязательные, но и дополнительные компетенции, например, навыки критического мышления.
«Та идеология, которая закладывается в системе образования, когда на каждого студента создается «цифровое портфолио», по которому можно понять, в каких олимпиадах он принял участие, какие дополнительные компетенции получил, позволяют оценить, насколько студент готов к медицинской или научной деятельности. Это тот инструмент, который даст возможность находить талантливых студентов и направлять на работу в наш Университет или другие организации», – подчеркнул Филипп Копылов.
Участники круглого стола затронули не только тему цифровизации образования, но и применения цифровых технологий в клинической практике. Директор Института цифровой медицины Георгий Лебедев подробно рассказал о том, что такое цифровая медицина и об основных направлениях деятельности Института. По его словам, уже сейчас внедряются технологии, которые позволяют дистанционно наблюдать пациентов с онкологическими заболеваниями, мочекаменной болезнью, инфекционными заболеваниями, пациентов, страдающих избыточным весом, беременных, находящихся в группе риска и, что является новшеством, пациентов с респираторными заболеваниями.
Особо перспективным Георгий Лебедев назвал внедрение технологий искусственного интеллекта в медицину: «Это нужно, чтобы мы могли передовой опыт специалистов Сеченовского Университета распространить на всех врачей в России. Создавая систему искусственного интеллекта, мы фактически моделируем деятельность наших ведущих специалистов, и любой врач может подключиться к этой системе, чтобы увидеть, как наши врачи лечат пациентов с тем или иным набором симптомов», – сказал Георгий Лебедев.
Директор Института цифровой медицины при этом сообщил, что искусственный интеллект может применяться для ведения медицинских документов и медицинских карт пациентов, диагностики заболеваний, подбора медикаментов, наблюдения за пациентами, контроля качества оказания медицинской помощи, разработки лекарственных средств, проведения КТ, МРТ, УЗИ. Георгий Лебедев отметил, что это перспектива не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня.
Директор Клинического института детского здоровья Екатерина Алексеева выступила с докладом «Цифровая трансформация образования, научных исследований и клинической практики в педиатрии». Спикер рассказал о проектах «Виртуальный педиатрический госпиталь», «Цифровая трансформация научных исследований» и «Цифровая педиатрическая академия», которые разрабатываются под руководством первого проректора Сеченовского Университета Андрея Свистунова. По словам Екатерины Алексеевой, эти проекты подразумевают аккумуляцию научных знаний, на основе которых студенты получат практические навыки для применения в медицине.
Круглый стол затронул и еще целый ряд вопросов. Обсуждалось применение цифровых кейсов в обучении и оценке знаний медицинских работников, внедрение цифровых технологий в фармацевтическое образование, применение цифровой системы поддержки для принятия врачебных решений в стоматологической практике, обучение цифровым технологиям врачей и многое другое.