Авторизация

Сеченовский Университет реализует новые технологии и инструменты в образовании

06.10.2020

Сеченовский Университет реализует новые технологии и инструменты в образовании
Современные платформы и методы подготовки медицинских кадров, персонализации в здравоохранении и медицинском образовании стали особенно важны в эпоху пандемии COVID-19. Особого внимания также требуют вопросы дистанционных технологий обучения. Эти темы стали ключевой повесткой на XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2020», организованной Сеченовским Университетом. Мероприятие прошло с 29 сентября по 2 октября 2020 года в онлайн-формате на площадке вуза. В нем приняли участие более 7000 человек из 82 регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Конференция началась 29 сентября c пленарного заседания «Цифровой университет – эффективный инструмент системы медицинского образования». Его открыл министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. «На площадках конференции участвуют эксперты мирового уровня – врачи, организаторы здравоохранения, педагоги. Это отличный пример объединения усилий участников медицинской отрасли и возможность для обмена опытом среди профессионалов своего дела», – отметил он.

Модератором заседания выступил ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко. Он отметил, что медицинские вузы приобрели новое значение во время пандемии COVID-19. В кратчайшие сроки на базе четырех университетских клиник был развернут госпиталь COVID-19 на 2000 мест, что составило 50% от коечного фонда всех университетских клиник в России. Являясь председателем Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», он предложил на базах университетских клиник по всей стране развернуть коечный фонд на 1000 мест в каждом медицинском вузе на случай возникновения глобальных заболеваний. Инициативу поддержали все участники заседания.

В первый день работы конференции состоялся симпозиум «Первичная специализированная аккредитация специалистов – обеспечение качества профессиональной деятельности в сфере здравоохранения». Открывая симпозиум, заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова отметила, что к 2020 году сформировалась «понятная и очень прозрачная система». Аккредитация – форма допуска к профессиональной деятельности – к 2024 году должна быть у каждого работника отрасли. «Мораторий на получение свидетельств об аккредитации снят 29 сентября: по инициативе Национальной медицинской палаты Минздравом России принята консолидированная позиция о пересмотре подходов к проведению допуска к профессиональной деятельности в 2020 году», – сообщила она.

В рамках круглого стола «Образовательные траектории для развития исследовательских компетенций в медицине и биомедицине» проректор по научной работе и общественным связям Сеченовского Университета Денис Бутнару рассказал о выходе университета на международное пространство. Он отметил, что для поднятия позиций в международном рейтинге нужны не только публикации в научных журналах международного уровня, они должны быть с высокой цитируемостью. С докладом «Практические навыки и студенческие проекты в области Биомедицины: опыт развития в Сеченовском Биомедицинском клубе» выступил директор Научно-технологического парка биомедицины Сеченовского Университета Пётр Тимашёв. Он рассказал о текущем векторе развития данного направления.

Круглый стол «Цифровизация и независимая оценка качества» собрал представителей медицинских вузов со всей страны, отвечающих за процессы цифровой трансформации в своих университетах. Открыл мероприятие Олег Голиков, директор Департамента цифровой трансформации Сеченовского Университета. В своем выступлении он отметил, что онлайн-обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса в связи с пандемией коронавируса, и процесс цифровизации вузов, который начался в прошлом году, позволил оперативно и качественно внедрить и освоить новый формат. Участникам встречи он представил модель цифрового Сеченовского Университета, состоящую как из базовых направлений, так и прорывных решений.

Во второй день конференции, 30 сентября, прошёл круглый стол «Комфортная среда обучения». Модераторами от Сеченовского Университета стали проректор по учебной работе Татьяна Литвинова, начальник учебного управления Людмила Юдина. Главная тема мероприятия – трансформация медицинского образования. Представляя программный доклад, Татьяна Литвинова проинформировала об изменениях в законодательстве, программах практической подготовки, погружении в цифровую среду. «Наша цель – переход от получения знаний к освоению компетенций», – пояснила Татьяна Литвинова. Доклады по разным аспектам создания комфортной среды обучения представили заместитель директора института по учебно-методической работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета Елена Дудник, ассистент Кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета Юрий Огнев, представители региональных вузов.

Продолжил мероприятие круглый стол «Инновационные подходы к обучению по специальности Лечебное дело». Модератором секции выступил директор Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского Сеченовского Университета Филипп Копылов. Он представил доклад на тему «Ключевые компетенции цифровой экономики – интеграция в обучение – науку – клинику». В своей работе Филипп Копылов рассмотрел систему формирования профессиональной компетенции с использованием цифровых средств. В частности, создание полноценного современного цифрового сообщества на всех этапах обучения.

Также в этот день прошёл круглый стол на тему «Медицинское образование в эпоху Модератором круглого стола стала директор Института электронного медицинского образования Марина Кинкулькина. Она отметила особую важность трансформации медицинского образования. «Не секрет, что пандемия COVID-19 заставила всех ускориться, цифровизация затронула все отрасли, а на медицинском образовании это отразилось наиболее ярко. Вопрос цифровизации учебного процесса был предметом регулярного обсуждения между коллегами и среди профессионального сообщества», – рассказала Марина Кинкулькина на открытии мероприятия.

О том, что такое цифровая медицина и как она применяется, в своём докладе рассказал директор Института цифровой медицины Сеченовского Унивреситета Георгий Лебедев. Он объяснил, что уже сейчас внедряются технологии, которые позволяют дистанционно наблюдать пациентов с онкологическими заболеваниями, мочекаменной болезнью, инфекционными заболеваниями, беременных, находящихся в группе риска и особенно – пациентов с респираторными заболеваниями.

Самым ярким событием третьего дня конференции, 1 октября, стал практико-ориентированный семинар для аккредитованных экспертов Медицинской лиги России «Современные стандарты и критерии аккредитации образовательных программ. Обмен опытом». К трансляции подключились около 250 экспертов и несколько сотен слушателей. Программа семинара была разделена на два блока: изменения законодательной базы и обмен опытом. Модератором стала проректор по учебной работе Сеченовского Университета, председатель Экспертного совета Медицинской Лиги России Татьяна Литвинова. В семинаре принял участие первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, президент Медицинской Лиги России Геннадий Онищенко. Он поблагодарил врачей, студентов, аспирантов и ординаторов медицинских вузов за участие в огромной героической работе в условиях новой коронавирусной инфекции. «Медицинские вузы и университетские клиники вносят свой вклад в решение этих задач», – отметил Геннадий Онищенко.

В последний день, 2 октября 2020 года, в рамках XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2020» состоялась Первая Всероссийская онлайн-конференция «Тьюторы симуляционного обучения». Модератором стала директор Аккредитационно-симуляционного центра Сеченовского Университета Жанна Сизова. В вступительном слове она напомнила участникам историю становления тьюторства. Учебный мастер Аккредитационно-симуляционного центра Сеченовского Университета Елизавета Золотова представила систему обучения тьюторов-волонтеров. А о том, что представляет из себя тьюторское движение в наши дни, рассказал староста тьюторского движения Георгий Байматов. Завершилась конференция интерактивной лекцией и обучающей ZOOM-игрой по реанимационному комплексу. Также в этот день состоялось закрытое заседание организаторов олимпиады «Я – профессионал», которая объединяет лучших студентов страны.

В ближайшее время стартует четвертый сезон олимпиады. Участники встречи обсуждали лучшие кейсы проекта и подробности, как будет проходить новый сезон. По завершению конференции были определены стратегические цели развития, направленные на широкую трансформацию институциональных подходов по подготовке специалистов здравоохранения будущего.

В соответствии с резолюцией обозначены следующие направления развития медицинского образования:

• Создание университетских клиник в каждом медицинском вузе мощностью не менее 1000 коек, с возложением на них функции лидеров по оказанию качественной медицинской помощи в регионах нашей страны;
• Обеспечение приоритетного финансирования клинических подразделений федеральных образовательных и научных организаций в соответствии с выполняемыми функциями, в том числе в условиях эпидемиологических ситуаций;
• Создание нового образовательного инструмента «Центр цифровой культуры и профессионального развития», обеспечивающего формирование и внедрение цифровых компетенций в сфере здравоохранения и медицинского образования, в целом наук о жизни;
• Развитие корпоративных ресурсов электронного образования на платформе Sechenov Online с целью увеличения возможностей специалистов здравоохранения по обновлению знаний и приобретению новых;
• Оптимизация образовательных программ в связи со вступлением в силу нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов с учетом опыта применения дистанционных образовательных технологий;
• Индивидуализация медицинского образования, особенно в части целевого обучения;
• Формирование центров практической подготовки на базе медицинских организаций, организаций системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, фармацевтических организаций;
• Обеспечение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере цифровых коммуникаций, санитарно-эпидемиологической и биологической безопасности, управления рисками;
• Формирование открытого академического пространства в условиях современных технологий и «транснациональной» университетской среды.

По итогам конференции состоялось 94 секции, на которых заслушено 482 доклада, подано 112 тезисов. За четыре дня было 12 128 подключений к трансляции. Участники мероприятия отметили, что «Неделя медицинского образования» формирует вектор задач на ближайший год для всех звеньев медицинского образования, а все решения рассматриваются на самых высоких уровнях законодательных уровнях.

СПРАВКА
«Неделя медицинского образования» – одно из ключевых мероприятий в сфере развития научно-медицинского сообщества. За прошедшие годы конференция приобрела формат мирового образовательно-коммуникационного проекта. Цель проведения – своевременное формирование актуальной подготовки медицинских специалистов в связи с непрерывным научно-технологическим развитием.