"Спутник V". Почему Запад проигрывает в гонке за вакциной от COVID-19
08.09.2020
Прививку вакцины сделали себе глава Минпромторга Денис Мантуров и Владимир Жириновский, а также министр обороны Сергей Шойгу. Тем более, что над ней работали и военные медики из НИИ Министерства обороны. И именно против этих НИИ США ввели санкции под предлогом, мол, там разрабатывается химическое оружие. Запомним этот предлог, потому что он появляется не просто так. Санкции - это часть вакцинной войны. США уже заключают двусторонние договоры с разными странами на поставки своей вакцины. Вакцина сейчас как торговля оружием. Она даст сверхприбыли, если захватить как можно большую часть мирового рынка. Тут все средства хороши. Но парадокс в том, что Штаты разработкой вакцины могут вообще подорвать всю свою фармацевтику.
В западных СМИ началась дичайшая пропагандистская кампания по дискредитации российской вакцины "Спутник V". Просто за гранью фола. Как и почему началась война вакцин - в сюжете РЕН ТВ.
Эта вакцина создается фактически в боевых условиях, когда непосредственно идет пандемия заболевания, весь земной шар охвачен этой инфекцией. Этот день они приближали как могли. В НИИ им. Гамалеи COVID-19 начали препарировать еще до нового года. Сам вирус попадет в Россию только два месяца спустя. А российские ученые уже подвергнут анализу: описания его цепочки ДНК, полученные от китайских коллег, поймут, что у спасителя человечества есть одно имя - вакцина.
Она должна вызывать иммунный ответ на действия вируса, который проникает в наш организм и внедряется в оболочку клетки. Закрепляется с помощью шипов и начинает размножаться. Помешать ему может только реакция иммунитета, который тренируют с помощью вакцины. Когда его нет, начинается поражение легких.
Кажется, ничего необычного. Современное оборудование. Но в мире есть и покруче. Многие недоверчиво спрашивают: как российским ученым удалось совершить прорыв и опередить богатейшие фарм-компании? Особенно раздражены западные разработчики – неужели их обставили русские?
"На данный момент мы не очень много знаем о российской вакцине. Кроме того, что она основана на аденовирусном векторе", - говорит профессор университета Флайндерс (Австралия), руководитель проекта по созданию вакцины от коронавируса Vaxine Николай Петровский.
Эксклюзивное интервью нашей программе дал бывший советник сенатора Маккейна, главного русофоба американского истеблишмента, - экономист Дуглас Хольц-Икин. Ястребы не скрывают: подозрительное отношение к "Спутнику V" далеко от науки.
"Россия всегда рассматривается как геополитический противник и, как результат, к вакцине или любому другому продукту, произведенному русскими, в США будут относится с большим скептицизмом", - заявил Дуглас Хольц-Икин.
Вакцина против COVID-19 из медицинского фактора моментально превратилась в политический. Вот и бывший советник Рональда Рейгана, политконсультант Пентагона, не готов признать чужой успех.
"Российская вакцина, как и любая другая, должна сопровождаться полной технической спецификацией, научными данными. Вы должны объяснить, что это за вакцина. Что в пробирке?" - говорит Эдвард Люттвак.
Ответ, конечно, есть. Он кроется в российских научных наработках последних десятилетий. Начиная с 95-го в центре им. Гамалеи создавали своеобразный шаблон для противовирусных вакцин.
"С 2014 года эта же технология начала использоваться для конструирования, создания, векторных вакцин. Плюс уже готовый модуль. Нам надо было одну последовательность вируса MERS заменить на последовательность COVID-19 в тех же носителях, в тех же векторах, в тех же дозах. Мы знали, какие дозы надо вводить подопытным животным: крысам, хомячкам, обезьянам", - рассказывает РЕН ТВ директор Института имени Гамалеи Минздрава России академик Александр Гинцбург.
В жизни любой подобной разработки – свои годовые кольца. Сначала испытания на животных. Этот этап проводили в Сеченовском университете. Там, кажется, очень четко представляют, почему "Спутник V" первым вышел на мировую орбиту.
"Самая простая аналогия - это аналогия с автомобилями. Мы с вами знаем, да, вот когда у нас сейчас говорят: автомобиль сделан на технологической платформе. И мы понимаем, что с одной стороны делается седан, с другой стороны делается внедорожник. Но за счет того, что создана платформа, разработка нового автомобиля сильно сокращается. Сделана платформа – это аденовирусный вектор, это вирус, который хорошо изучен, который по сути, сам по себе для организма человека, ну не страшен", - объяснил заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, главный внештатный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико.
На языке генной инженерии, аденовирус – это безопасный транспорт. Он попадает в клетку, доставляя ген, кодирующий S-белок коронавируса. Иммунная система узнает чужеродный "элемент" и формирует на него ответ. По этой схеме можно конструировать универсальные векторные модели и создавать вакцину в предельно короткие сроки.
Следующая стадия "взросления вакцины" – испытания на добровольцах.
"Если говорить о результатах первой фазы исследования, которое проводилось нами на здоровых добровольцах, то добровольцы живут полноценной жизнью: они заниматься дайвингом, они прыгают с парашютом, они уже забыли, где и когда это было", - говорит руководитель Центра клинического изучения лекарственных средств Сеченовского университета Минздрава РФ Елена Смолярчук.
А "Спутник V" пошел в серию. Параллельно с третьей стадией клинических испытаний, в которой примут участие 40 тысяч граждан разного пола и возраста, полным ходом идет подготовка к промышленным объемам производства. Тогда Россия окажется если не лидером гонки, то уж в призерах точно.
"Сейчас мы находимся на полном цикле производства, но на малых объемах. Мы, совместно с институтом Гамалеи, обеспечили необходимый выпуск для того, чтобы продолжить и завершить третий этап клинических исследований", - говорит директор биотехнологического производства биофармацевтической компании Екатерина Гущина.
Вот уникальные кадры из чистой зоны предприятия. Здесь несколько лет производят свою вакцину, похожую на "Спутник". Так что опыт есть.
"Наши производственные мощности и возможности текущего периода позволяют производить 120 тыс. доз двухкомпонентной вакцины в месяц, что составляет порядка полутора миллионов в год", - рассказывает директор производственной площадки биофармацевтической компании Алексей Лысенко.
Отечественная разработка вызывает все больший интерес за границей. В эксклюзивном интервью нашей программе представитель национального штаба Сербии по борьбе с пандемией подчеркнула – ее страна ждет российскую вакцину.
"Как известно, в России очень сильная медицина, их лекарства и вакцины очень качественные. Поэтому твердой придерживаюсь позиции, что, если россияне завершат клинические испытания, он обязательно найдет свое место и в нашей стране", - говорит вирусолог Таня Йованович.
И, наконец, самый уважаемый медицинский журнал в мире – Ланцет – разместил рецензию на "Спутник V". Сам факт публикации означает признание со стороны мирового научного сообщества.
"И публикация в Lancet может быть настоящим прорывом, если хотите, потому что ещё ни у кого не было результатов, которые бы говорили об эффективности вакцины", - считает журналист, эксперт по фарм-рынку Ричард Стайнс.
Более 200 разработок в 35 странах. Кто победит в "войне" вакцин? Нам удалось проникнуть в святая святых - лабораторию одной из зарубежных фарм-компаний.
"Отличие нашей вакцины от других производителей заключается в том, что мы создаем именно синтетический белок, так что это не вакцина на основе живого вируса", - рассказывает Николай Петровский.
Американские мастера генной инженерии делают упор на достоинствах своей продукции.
"Принципиальное отличие нашей вакцины от других типов в том, что она вообще не содержит какого-либо материала самого вируса", - говорит президент и исполнительный директор биотехнологической компании Arcturus Therapeutics (США) Джозеф Пейн.
Европа, Америка, Австралия… Разницы нет. По большей части, создатели вакцины – крупнейшие корпорации. Они уже делят многомиллиардный рынок. И хотя пандемия – беда общая, но в схватке технологий каждый сам за себя. Цена победы – гигантские прибыли.
"Это просто невероятная по масштабам битва в медицинской сфере, ключевыми факторами здесь становятся деньги и поставка вакцины по всему миру", - утверждает экономист, советник Маккейна Дуглас Хольц-Икин.
"Спрос на вакцину от COVID-19 в мире сейчас зашкаливает. Он выше, чем какой-либо товар имел за всю историю. Больше, чем на айфоны", - считает Пейн.
Очевидно, что появление "Спутника V" оказалось для многих на Западе неприятным сюрпризом. И в ход пошли все средства. Так, после сообщения о регистрации российской вакцины от коронавируса Ассоциация Организации по Клиническим Исследованиям выпустила обращение с просьбой остановить процедуру. Примечательно, что в состав АОКИ входят ряд компаний, которые спонсируют американских конгрессменов-ястребов. Вот данные о финансировании главы комитета по вооруженным силам конгресса США Адама Смита. Недавно он потребовал из бюджета 4 млрд долларов на "сдерживание" России в Европе. А еще – та же организация поддерживали Бенджамина Кардина, соавтора "закона Магнитского". Фарм-компания AstraZeneca не раз щедро одаривала американского политика Джона Тьюна. Он вообще предлагал выкупить у Турции партию российских С-400.
"Они сразу испугались, что появился вакцинный препарат, с большой вероятностью, с лучшими потребительскими свойствами, который у зарубежных производителей, большого бизнеса, может отнять не один миллиард долларов из тех денег, которые уже запланированы конкретным людям конкретной фирмы. Это была, я бы сказал, тоже нормальная бурная отрицательная реакция, чтобы не допустить конкурента на рынок", - считает Гинцбург.
Фармацевтический рынок давно оброс лоббистами, которые, спонсируя нужных политиков, активно продвигают свои препараты. А те, в свою очередь, уничтожают конкурентов.
"Очевидно, что большие фармацевтические компании обладают поистине огромным влиянием на мировой арене", - констатирует Ричард Стайнс.
Это транснациональные организации, которые заботятся о себе. И нынешняя пандемия лишь вынесла все это на поверхность.
"Появились в ряде стран, так сказать, мнения, суждения о том, что вот вакцина - она еще не прошла все этапы и, может быть, она еще не совсем эффективная может быть. Это все понятно, поскольку повторяю, здесь вопрос, так скажем, как просто интеллектуальной собственности, так и экономической. Ну это здесь конкуренция", - заявил Николай Брико.
В любом случае, спорить с появлением "Спутника V" бессмысленно. На минувшей неделе в России стартовал третий финальный этап клинических испытаний. Первая партия вакцины направлена в столичные поликлиники.