Игорь Есауленко: «Работа российского врача – это не приключения доктора Хауса»
27.08.2021
Беседа с ректором Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко.
За два года новая коронавирусная инфекция сильно изменила мир, внеся коррективы в систему практического здравоохранения. Как подготовка врачей и научная деятельность Воронежского государственного медицинского университета отвечает на новые глобальные вызовы? Какие особенности оказались у нынешней приемной кампании? И как сам медицинский вуз становится индикатором «болевых точек» отечественного здравоохранения?
Обо всем этом рассказал ректор ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук профессор Игорь Эдуардович Есауленко.
За два года новая коронавирусная инфекция сильно изменила мир, внеся коррективы в систему практического здравоохранения. Как подготовка врачей и научная деятельность Воронежского государственного медицинского университета отвечает на новые глобальные вызовы? Какие особенности оказались у нынешней приемной кампании? И как сам медицинский вуз становится индикатором «болевых точек» отечественного здравоохранения?
Обо всем этом рассказал ректор ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук профессор Игорь Эдуардович Есауленко.
- Какие особенности у приемной кампании-2021? Какие врачебные специальности оказались самыми востребованными?
- Прием документов по образовательным программам высшего образования – программам специалитета уже окончен, но продолжается прием на обучение по программам среднего профессионального образования, ординатуры, аспирантуры. Главная особенность приема в этом году состоит в том, что абитуриент взаимодействует с приемной комиссией дистанционно. Впервые появилась возможность подать документы через портал госуслуг. Приемная комиссия максимально старается помочь абитуриентам и их родителям справиться со сложностями дистанционной подачи и ответить на любые вопросы. Да, направления «лечебное дело» и «стоматология» традиционно остаются наиболее популярными. Но пандемия Covid -19 обострила интерес поступающих на «медико-профилактическое дело» и «фармацию». А тем нашим студентам, которые два года участвовали в борьбе с пандемией, начисляются дополнительные баллы для поступления в ординатуру. И здесь, в ординатуре, самыми востребованными специальностями стали кардиология, эндокринология, неврология, анестезиология-реаниматология, онкология. Впрочем, все врачебные специальности находят своих последователей - и патологическая анатомия, и судебно-медицинская экспертиза, а также фтизиатрия, психиатрия, скорая медицинская помощь. Университет ежегодно выполняет государственное задание по этим специальностям в полном объеме.
- Исходя из новых вызовов, как, на ваш взгляд, будет меняться востребованность медицинских кадров? Какие специалисты окажутся нужнее всего?
- В пандемию высветился дефицит анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, морфологов, пульмонологов, инфекционистов и эпидемиологов. Не секрет, что эти специальности и прежде не пользовались популярностью среди студентов, а государство не уделяло им должного внимания. Так что дефицит кадров возник раньше, а пандемия только обострила сложившуюся ситуацию. Решение вопроса возможно при условии формирования адекватного потребностям государственного заказа на эти врачебные специальности. А вот среди новых специальностей в пандемию самой востребованной стала профессия врача телемедицины. Спрос на таких специалистов вырос в десять раз, и нам в университете теперь стоит обратить внимание на это обстоятельство. Вообще запрос на врачебную деятельность в условиях цифровизации резко вырос за два года пандемии. Это определило и сам формат образовательных инноваций в университете. Мы создали единую систему информационных сервисов, так называемый сквозной процесс образования, с личным кабинетом преподавателя и личным кабинетом студента – его цифровым портфолио, с электронными ректоратом, деканатом, приемной комиссией. В вузе созданы электронные образовательные курсы, цифровые контрольно-измерительные материалы, системы идентификации личности, лаборатории-студии для дистанционных курсов с формированием видеоконтента, с переводом лекций в интерактивный дистанционный видеоформат. Для преподавателей работают образовательные курсы повышения цифровой грамотности. Я уверен, что будет расти спрос на специалистов по реабилитации пациентов, перенесших коронавирус. Здравоохранение уже фиксирует высокий спрос на такие услуги. А это - многопрофильная команда узких специалистов, которая формирует направление реабилитации для конкретного пациента. В каждом конкретном случае кому-то больше будет нужен пульмонолог, кому-то - невролог, а кому-то - психотерапевт.
О вымирающей фтизиатрии
- Ковид потеснил в медиапространстве другую угрозу человечеству – туберкулез. А он ведь никуда не делся, как никуда не делись и проблемы кадров во фтизиатрической службе. Что можно сделать на уровне образовательной подготовки врачей, чтобы устранить этот кадровый кризис?
- Этот кризис определен рядом причин, и прежде всего – нашей национальной спецификой. Фтизиатрическая служба есть только в российском, а ранее - только в советском здравоохранении. Для советской системы здравоохранения было характерно выделение конкретных специальностей для борьбы с наиболее распространенными заболеваниями, в том числе с туберкулезом. В других странах обязанности по лечению и профилактике туберкулеза возложены на врачей общей практики. Еще одна причина нехватки кадров в этой службе – относительно невысокая заработная плата врача-фтизиатра по сравнению с заработками в других специальностях. Это снижает престижность и привлекательность работы во фтизиатрии еще на уровне студенческой скамьи. Снижает и для самих врачей, для которых невысокий заработок может стать мотивом ухода из специализации или из медицины вообще. И здесь еще важно отметить, что кандидат на должность врача-фтизиатра должен окончить ординатуру строго по специальности «фтизиатрия», а это серьезное препятствие для перехода врачей из смежных областей. А вот из фтизиатрии такой переход возможен – например, в пульмонологию или терапию. Эти риски и привели к ситуации, когда фтизиатрия становится вымирающей профессией. Отсутствие целенаправленных мер по улучшению условий для данной профессии может привести к непоправимым последствиям. Повышение престижа врача-фтизиатра, на мой взгляд, сейчас является первоочередной задачей. И решать ее надо не только повышением зарплаты фтизиатрам. Нужно прервать социальное молчание по поводу угрозы туберкулеза, информационное игнорирование угрозы. А еще подготовка врачей-фтизиатров напрямую зависит от формирования адекватного государственного заказа на данную специализацию. Нашим университетом государственное задание по подготовке врачей-фтизиатров через обучение в целевой ординатуре ежегодно выполняется на 100%.
Об абитуриентах
- В чем особенность нынешних абитуриентов ВГМУ?
- Для нас при поступлении важен уровень знаний абитуриентов. А сегодня проходной балл по химии в Воронежской области – 54. Средняя школа выпустила ребят с таким низким уровнем знаний по химии, а выбирать нам больше не из кого. Согласно госзаданию мы не можем поставить дополнительные ограничения ради «своего» абитуриента и сократить набор. Мы должны принять студентов в полном объеме. И выпустить – не менее 95%. Три года назад мы нашли выход для формирования сообщества подготовленных и осознанных абитуриентов, из которых можно делать достойный отбор, создав на базе воронежских школ медицинский предуниверсарий. Он стал первым этапом в формировании профессиональных и личностных навыков будущего врача от школы до ординатуры и дополнительного профобразования. ВГМУ заключает договоры со школами по созданию медицинских классов, а затем берет шефство над этими классами. То есть мы расширяем горизонт профессионального ориентирования со школьной скамьи. И вот такие ребята приходят к нам осознанно. Каждый год из системы предуниверсария в ВГМУ поступает порядка ста человек. Создание такой системы придало нам уверенности. Сейчас мы расширяем географию классов предуниверсария. Они уже появились в Бутурлиновке, в Новохоперске. Подтягиваем Липецкую область. В медицину должны идти ребята увлеченные, сознательно готовые к дальнейшим трудностям. Но, по большему счету, каждый отвечает сам за себя. Университет должен лишь создать условия, которые бы способствовали формированию настоящего врача. А как человек будет себя реализовывать – это в большей степени зависит от него самого.
О коммерческом образовании
- Если абитуриент с 54 баллами по химии поступает и учится на коммерческой основе – велик риск получить на выходе плохого врача?
- Прямой зависимости здесь нет. Коммерческая форма обучения не означает, что человек станет плохим врачом. Ситуацию определяет учебный процесс – шесть лет постижения сложнейших научных дисциплин, беготни по больницам, дежурств, вскрытии трупов в университетской «анатомичке», участия в операциях. А если человеку просто нужен престижный диплом медвуза, а врачом он быть не хочет, то он им и не станет при любой форме обучения. Впрочем, согласно статистике, больше всего студентов мы отчисляем все же с коммерческого набора. Или они уходят сами. Это порядка 200 человек в год – довольно большая цифра, и она является показателем высокой планки образовательного процесса в медвузе.
Об утраченных иллюзиях
- Что вас как ученого, врача, педагога больше всего огорчает в нынешних молодых врачах, а также в системе здравоохранения?
- Пока я могу признать полное разбалансирование между уровнем подготовки врача и той реальностью, в которой ему предстоит работать. Сегодня оказание медицинской помощи уравняли с оказанием услуги. То есть врачи не лечат, а оказывают услуги. И на психологическом, и на правовом уровне врач становится заложником такого определения своей деятельности. Многие оказываются с разбитыми надеждами. Ведь ежедневная рутина воронежской городской больницы мало напоминает приключения врачей из сериала «Доктор Хаус». Частота интересных случаев в жизни невелика, старшие коллеги не стремятся делиться богатым жизненным опытом, пациенты и начальство постоянно чем-то недовольны, а писать отчеты приходится с утра до вечера. И вот уже замученный доктор постепенно забывает, что мечтал служить людям. На этот счет мы проводили свои социальные эксперименты. Например, направляли студентов на стажировку в зарубежные клиники. В знаменитой клинике «Шарите» в Берлине закрепилось 13 наших выпускников. И это были не самые выдающиеся студенты. Но они себя хорошо зарекомендовали в немецкой клинике и стали отличными врачами. Так что дело не только в образовании, но и в условиях.
Да, в нашей стране изменились экономика, общество и люди - но спрос на качественные медицинские услуги остался неизменным. А значит, и подготовка медиков должна постоянно совершенствоваться. Наш университет за сто лет существования внес значительный вклад в развитие отечественного здравоохранения. Я считаю, что сегодня вуз обладает потенциалом для выполнения своей основной миссии – подготовки высокообразованных, конкурентоспособных специалистов в области медицины. Пандемия новой коронавирсусной инфекции скорректировала вектор развития медицинского образования. Сегодня уже очевидно: подготовка наших специалистов должна быть достаточно пластичной, чтобы будущие врачи были подготовлены к любым ситуациям.
К СВЕДЕНИЮ
Образовательные инновации ВГМУ
Рассредоточенная практика вместо летней практики;
Увеличение доли практики в структуре образовательной программы;
Введение симуляционного курса как промежуточного этапа формирования практических навыков врача от теории к практике;
Увеличение доли дистанционного обучения на теоретических дисциплинах;
Перевод занятий лекционного типа и семинарских занятий полностью на дистанционный формат для студентов 3 курса и старше;
Внедрение новых форм проведения практических занятий (Blended Learning, интерактивные клинические разборы, симулированный пациент, проблемно ориентированное обучение, ролевые и деловые игры и др.);
Цифровая трансформация практической подготовки будущего врача (возможность симуляционных технологий, виртуальной реальности VR и дополненной реальности AR, использование цифровых технологий в практических навыках, особые типы контрольно-измерительных материалов);
Увеличение доли симуляционного обучения: расширение площадей и числа тренажеров и симуляторов для отработки практических навыков в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре (до 2025 года: строительство и оснащение Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра на 50 процентов от запланированного объема);
Создание Центра креативного лидерства – формирование, подготовка и обучение конкурентоспособного кадрового резерва;
Открытие кафедры психологии и поведенческой медицины – профориентация студентов на основе лидерских качеств и индивидуального диагностирования личностных характеристик;
Создание раздела «иностранный язык» в основных образовательных программах с освоением дисциплин: латинский язык; основы медицинского иностранного языка или иностранный язык в медицине (English in Medicine); практика иностранной речи в медицине (Good Practice) или иностранный язык для профессиональной коммуникации; медицинский иностранный.
- Прием документов по образовательным программам высшего образования – программам специалитета уже окончен, но продолжается прием на обучение по программам среднего профессионального образования, ординатуры, аспирантуры. Главная особенность приема в этом году состоит в том, что абитуриент взаимодействует с приемной комиссией дистанционно. Впервые появилась возможность подать документы через портал госуслуг. Приемная комиссия максимально старается помочь абитуриентам и их родителям справиться со сложностями дистанционной подачи и ответить на любые вопросы. Да, направления «лечебное дело» и «стоматология» традиционно остаются наиболее популярными. Но пандемия Covid -19 обострила интерес поступающих на «медико-профилактическое дело» и «фармацию». А тем нашим студентам, которые два года участвовали в борьбе с пандемией, начисляются дополнительные баллы для поступления в ординатуру. И здесь, в ординатуре, самыми востребованными специальностями стали кардиология, эндокринология, неврология, анестезиология-реаниматология, онкология. Впрочем, все врачебные специальности находят своих последователей - и патологическая анатомия, и судебно-медицинская экспертиза, а также фтизиатрия, психиатрия, скорая медицинская помощь. Университет ежегодно выполняет государственное задание по этим специальностям в полном объеме.
- Исходя из новых вызовов, как, на ваш взгляд, будет меняться востребованность медицинских кадров? Какие специалисты окажутся нужнее всего?
- В пандемию высветился дефицит анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, морфологов, пульмонологов, инфекционистов и эпидемиологов. Не секрет, что эти специальности и прежде не пользовались популярностью среди студентов, а государство не уделяло им должного внимания. Так что дефицит кадров возник раньше, а пандемия только обострила сложившуюся ситуацию. Решение вопроса возможно при условии формирования адекватного потребностям государственного заказа на эти врачебные специальности. А вот среди новых специальностей в пандемию самой востребованной стала профессия врача телемедицины. Спрос на таких специалистов вырос в десять раз, и нам в университете теперь стоит обратить внимание на это обстоятельство. Вообще запрос на врачебную деятельность в условиях цифровизации резко вырос за два года пандемии. Это определило и сам формат образовательных инноваций в университете. Мы создали единую систему информационных сервисов, так называемый сквозной процесс образования, с личным кабинетом преподавателя и личным кабинетом студента – его цифровым портфолио, с электронными ректоратом, деканатом, приемной комиссией. В вузе созданы электронные образовательные курсы, цифровые контрольно-измерительные материалы, системы идентификации личности, лаборатории-студии для дистанционных курсов с формированием видеоконтента, с переводом лекций в интерактивный дистанционный видеоформат. Для преподавателей работают образовательные курсы повышения цифровой грамотности. Я уверен, что будет расти спрос на специалистов по реабилитации пациентов, перенесших коронавирус. Здравоохранение уже фиксирует высокий спрос на такие услуги. А это - многопрофильная команда узких специалистов, которая формирует направление реабилитации для конкретного пациента. В каждом конкретном случае кому-то больше будет нужен пульмонолог, кому-то - невролог, а кому-то - психотерапевт.
О вымирающей фтизиатрии
- Ковид потеснил в медиапространстве другую угрозу человечеству – туберкулез. А он ведь никуда не делся, как никуда не делись и проблемы кадров во фтизиатрической службе. Что можно сделать на уровне образовательной подготовки врачей, чтобы устранить этот кадровый кризис?
- Этот кризис определен рядом причин, и прежде всего – нашей национальной спецификой. Фтизиатрическая служба есть только в российском, а ранее - только в советском здравоохранении. Для советской системы здравоохранения было характерно выделение конкретных специальностей для борьбы с наиболее распространенными заболеваниями, в том числе с туберкулезом. В других странах обязанности по лечению и профилактике туберкулеза возложены на врачей общей практики. Еще одна причина нехватки кадров в этой службе – относительно невысокая заработная плата врача-фтизиатра по сравнению с заработками в других специальностях. Это снижает престижность и привлекательность работы во фтизиатрии еще на уровне студенческой скамьи. Снижает и для самих врачей, для которых невысокий заработок может стать мотивом ухода из специализации или из медицины вообще. И здесь еще важно отметить, что кандидат на должность врача-фтизиатра должен окончить ординатуру строго по специальности «фтизиатрия», а это серьезное препятствие для перехода врачей из смежных областей. А вот из фтизиатрии такой переход возможен – например, в пульмонологию или терапию. Эти риски и привели к ситуации, когда фтизиатрия становится вымирающей профессией. Отсутствие целенаправленных мер по улучшению условий для данной профессии может привести к непоправимым последствиям. Повышение престижа врача-фтизиатра, на мой взгляд, сейчас является первоочередной задачей. И решать ее надо не только повышением зарплаты фтизиатрам. Нужно прервать социальное молчание по поводу угрозы туберкулеза, информационное игнорирование угрозы. А еще подготовка врачей-фтизиатров напрямую зависит от формирования адекватного государственного заказа на данную специализацию. Нашим университетом государственное задание по подготовке врачей-фтизиатров через обучение в целевой ординатуре ежегодно выполняется на 100%.
Об абитуриентах
- В чем особенность нынешних абитуриентов ВГМУ?
- Для нас при поступлении важен уровень знаний абитуриентов. А сегодня проходной балл по химии в Воронежской области – 54. Средняя школа выпустила ребят с таким низким уровнем знаний по химии, а выбирать нам больше не из кого. Согласно госзаданию мы не можем поставить дополнительные ограничения ради «своего» абитуриента и сократить набор. Мы должны принять студентов в полном объеме. И выпустить – не менее 95%. Три года назад мы нашли выход для формирования сообщества подготовленных и осознанных абитуриентов, из которых можно делать достойный отбор, создав на базе воронежских школ медицинский предуниверсарий. Он стал первым этапом в формировании профессиональных и личностных навыков будущего врача от школы до ординатуры и дополнительного профобразования. ВГМУ заключает договоры со школами по созданию медицинских классов, а затем берет шефство над этими классами. То есть мы расширяем горизонт профессионального ориентирования со школьной скамьи. И вот такие ребята приходят к нам осознанно. Каждый год из системы предуниверсария в ВГМУ поступает порядка ста человек. Создание такой системы придало нам уверенности. Сейчас мы расширяем географию классов предуниверсария. Они уже появились в Бутурлиновке, в Новохоперске. Подтягиваем Липецкую область. В медицину должны идти ребята увлеченные, сознательно готовые к дальнейшим трудностям. Но, по большему счету, каждый отвечает сам за себя. Университет должен лишь создать условия, которые бы способствовали формированию настоящего врача. А как человек будет себя реализовывать – это в большей степени зависит от него самого.
О коммерческом образовании
- Если абитуриент с 54 баллами по химии поступает и учится на коммерческой основе – велик риск получить на выходе плохого врача?
- Прямой зависимости здесь нет. Коммерческая форма обучения не означает, что человек станет плохим врачом. Ситуацию определяет учебный процесс – шесть лет постижения сложнейших научных дисциплин, беготни по больницам, дежурств, вскрытии трупов в университетской «анатомичке», участия в операциях. А если человеку просто нужен престижный диплом медвуза, а врачом он быть не хочет, то он им и не станет при любой форме обучения. Впрочем, согласно статистике, больше всего студентов мы отчисляем все же с коммерческого набора. Или они уходят сами. Это порядка 200 человек в год – довольно большая цифра, и она является показателем высокой планки образовательного процесса в медвузе.
Об утраченных иллюзиях
- Что вас как ученого, врача, педагога больше всего огорчает в нынешних молодых врачах, а также в системе здравоохранения?
- Пока я могу признать полное разбалансирование между уровнем подготовки врача и той реальностью, в которой ему предстоит работать. Сегодня оказание медицинской помощи уравняли с оказанием услуги. То есть врачи не лечат, а оказывают услуги. И на психологическом, и на правовом уровне врач становится заложником такого определения своей деятельности. Многие оказываются с разбитыми надеждами. Ведь ежедневная рутина воронежской городской больницы мало напоминает приключения врачей из сериала «Доктор Хаус». Частота интересных случаев в жизни невелика, старшие коллеги не стремятся делиться богатым жизненным опытом, пациенты и начальство постоянно чем-то недовольны, а писать отчеты приходится с утра до вечера. И вот уже замученный доктор постепенно забывает, что мечтал служить людям. На этот счет мы проводили свои социальные эксперименты. Например, направляли студентов на стажировку в зарубежные клиники. В знаменитой клинике «Шарите» в Берлине закрепилось 13 наших выпускников. И это были не самые выдающиеся студенты. Но они себя хорошо зарекомендовали в немецкой клинике и стали отличными врачами. Так что дело не только в образовании, но и в условиях.
Да, в нашей стране изменились экономика, общество и люди - но спрос на качественные медицинские услуги остался неизменным. А значит, и подготовка медиков должна постоянно совершенствоваться. Наш университет за сто лет существования внес значительный вклад в развитие отечественного здравоохранения. Я считаю, что сегодня вуз обладает потенциалом для выполнения своей основной миссии – подготовки высокообразованных, конкурентоспособных специалистов в области медицины. Пандемия новой коронавирсусной инфекции скорректировала вектор развития медицинского образования. Сегодня уже очевидно: подготовка наших специалистов должна быть достаточно пластичной, чтобы будущие врачи были подготовлены к любым ситуациям.
К СВЕДЕНИЮ
Образовательные инновации ВГМУ
Рассредоточенная практика вместо летней практики;
Увеличение доли практики в структуре образовательной программы;
Введение симуляционного курса как промежуточного этапа формирования практических навыков врача от теории к практике;
Увеличение доли дистанционного обучения на теоретических дисциплинах;
Перевод занятий лекционного типа и семинарских занятий полностью на дистанционный формат для студентов 3 курса и старше;
Внедрение новых форм проведения практических занятий (Blended Learning, интерактивные клинические разборы, симулированный пациент, проблемно ориентированное обучение, ролевые и деловые игры и др.);
Цифровая трансформация практической подготовки будущего врача (возможность симуляционных технологий, виртуальной реальности VR и дополненной реальности AR, использование цифровых технологий в практических навыках, особые типы контрольно-измерительных материалов);
Увеличение доли симуляционного обучения: расширение площадей и числа тренажеров и симуляторов для отработки практических навыков в Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре (до 2025 года: строительство и оснащение Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра на 50 процентов от запланированного объема);
Создание Центра креативного лидерства – формирование, подготовка и обучение конкурентоспособного кадрового резерва;
Открытие кафедры психологии и поведенческой медицины – профориентация студентов на основе лидерских качеств и индивидуального диагностирования личностных характеристик;
Создание раздела «иностранный язык» в основных образовательных программах с освоением дисциплин: латинский язык; основы медицинского иностранного языка или иностранный язык в медицине (English in Medicine); практика иностранной речи в медицине (Good Practice) или иностранный язык для профессиональной коммуникации; медицинский иностранный.