Сеченовский Университет масштабирует в регионы уникальную цифровую систему «Виртуальный пациент» для обучения студентов-медиков
25.09.2024
Команда специалистов Первого МГМУ имени И. М. Сеченова разработала цифровое решение, которое стало настоящим прорывом в российском медобразовании. Система «Виртуальный пациент» позволяет за считанные минуты создать компьютерную модель пациента любого пола и возраста с любым заболеванием. Студентам медвузов она помогает отрабатывать практические навыки диагностики и лечения в ситуациях, максимально приближенных к реальности. А преподавателям и методистам дает возможность в режиме реального времени отслеживать, как обучающиеся справляются с заданиями, корректировать учебные планы, создавать новые учебные материалы, диагностические кейсы и тесты. «Виртуального пациента» уже используют в 8 медицинских университетах страны, а число зарегистрированных пользователей этой образовательной платформы превысило 1500 человек.
«Виртуальный пациент» — это обучающий тренажер для студентов-медиков, который помогает им выполнять контрольные задания, закреплять теоретические знания о системах организма, осваивать диагностику заболеваний и работу с пациентами в безопасной виртуальной среде, рассказала руководитель проекта, директор Клинического института детского здоровья имени Н. Ф. Филатова Сеченовского Университета член-корр. РАН Екатерина Алексеева. Система имитирует реальных пациентов с самыми разными заболеваниями и симптомами, предоставляя студентам возможность самостоятельно ставить диагнозы, назначать лечение и анализировать результаты. С помощью специального редактора преподаватели могут настроить параметры заболевания, выбрать симптомы и показатели здоровья больного, что позволяет моделировать абсолютно разные клинические случаи.
«Медицинское образование традиционно связано с большим количеством теории и относительно ограниченными возможностями для практики, особенно на ранних этапах обучения, – объяснила Екатерина Алексеева. – Однако виртуальные технологии, такие как «Виртуальный пациент», позволяют преодолеть эти ограничения. Студенты могут безопасно учиться на ошибках, отрабатывать свои навыки в динамичных и реалистичных условиях, прежде чем они начнут работать с реальными пациентами».
С точки зрения технологий «Виртуальный пациент» представляет собой сложную и многофункциональную платформу. В ее программном коде более миллиона строк, а база данных содержит свыше 4700 уникальных показателей здоровья детей от рождения до 18 лет и более полутора миллиона значений этих показателей. В платформу также заложено более 1000 уникальных тестовых заданий разной степени сложности, которые сопровождаются видео- и аудиоматериалами, и около 50 клинических кейсов по различным направлениям педиатрии, основанных на реальных историях болезни. В настоящее время система настроена на работу с пациентами до 18 лет, но уже в 2025 году разработчики планируют расширить ее функционал и для моделирования взрослых пациентов с их специфическими заболеваниями.
«Виртуальный пациент» доказал свою эффективность в образовательном процессе студентов-медиков. Уже на начальном этапе его применения в Сеченовском Университете значительно повысилось качество обучения будущих врачей. Например, изучение дисциплины «Пропедевтика детских болезней» с применением тренажера позволило увеличить количество оценок «отлично» на экзамене на 28,5% – с 49% до 63%. А число удовлетворительных отметок снизилось вдвое – с 8 до 4%.
На сегодняшний день в системе «Виртуальный пациент» работают уже 8 медицинских университетов России. В дальнейшем ее будут применять и в других медвузах.
В ближайшие два года команда разработчиков Сеченовского Университета разработает для этой платформы учебный материал и кейсы для новых специальностей, таких как хирургия, стоматология, акушерство и гинекология, онкология. Моделируемый в настоящее время процесс диагностики заболеваний дополнят возможностью лечения виртуальных пациентов. Студенты смогут назначать им медицинские препараты с соблюдением правильных дозировок, отслеживать состояние и при необходимости корректировать терапию. В систему также добавят GPT-модели искусственного интеллекта для реалистичных диалогов обучаемого с виртуальным пациентом. В планах также – создание модуля поддержки врачебных решений на основе ИИ — система будет предлагать студентам возможные варианты действий и объяснять, почему тот или иной метод диагностики или лечения предпочтительнее в каждом конкретном случае.
«Медицинское образование традиционно связано с большим количеством теории и относительно ограниченными возможностями для практики, особенно на ранних этапах обучения, – объяснила Екатерина Алексеева. – Однако виртуальные технологии, такие как «Виртуальный пациент», позволяют преодолеть эти ограничения. Студенты могут безопасно учиться на ошибках, отрабатывать свои навыки в динамичных и реалистичных условиях, прежде чем они начнут работать с реальными пациентами».
С точки зрения технологий «Виртуальный пациент» представляет собой сложную и многофункциональную платформу. В ее программном коде более миллиона строк, а база данных содержит свыше 4700 уникальных показателей здоровья детей от рождения до 18 лет и более полутора миллиона значений этих показателей. В платформу также заложено более 1000 уникальных тестовых заданий разной степени сложности, которые сопровождаются видео- и аудиоматериалами, и около 50 клинических кейсов по различным направлениям педиатрии, основанных на реальных историях болезни. В настоящее время система настроена на работу с пациентами до 18 лет, но уже в 2025 году разработчики планируют расширить ее функционал и для моделирования взрослых пациентов с их специфическими заболеваниями.
«Виртуальный пациент» доказал свою эффективность в образовательном процессе студентов-медиков. Уже на начальном этапе его применения в Сеченовском Университете значительно повысилось качество обучения будущих врачей. Например, изучение дисциплины «Пропедевтика детских болезней» с применением тренажера позволило увеличить количество оценок «отлично» на экзамене на 28,5% – с 49% до 63%. А число удовлетворительных отметок снизилось вдвое – с 8 до 4%.
На сегодняшний день в системе «Виртуальный пациент» работают уже 8 медицинских университетов России. В дальнейшем ее будут применять и в других медвузах.
В ближайшие два года команда разработчиков Сеченовского Университета разработает для этой платформы учебный материал и кейсы для новых специальностей, таких как хирургия, стоматология, акушерство и гинекология, онкология. Моделируемый в настоящее время процесс диагностики заболеваний дополнят возможностью лечения виртуальных пациентов. Студенты смогут назначать им медицинские препараты с соблюдением правильных дозировок, отслеживать состояние и при необходимости корректировать терапию. В систему также добавят GPT-модели искусственного интеллекта для реалистичных диалогов обучаемого с виртуальным пациентом. В планах также – создание модуля поддержки врачебных решений на основе ИИ — система будет предлагать студентам возможные варианты действий и объяснять, почему тот или иной метод диагностики или лечения предпочтительнее в каждом конкретном случае.