В Сеченовском Университете разработали чек-листы для обучения пациентов
17.09.2024
В Клиническом центре наук о здоровье Сеченовского Университета создали чек-листы, с помощью которых врачи и медсестры теперь могут определить, какие специальные знания пациенту и его родным нужно получить до выписки. На основе этих данных специалисты начали обучать пациентов необходимым навыкам: от дезинфекции послеоперационных ран и диетического питания до способов снижения тревоги и ухода за сложными медицинскими приборами. Это и другие решения станут частью Сеченовского стандарта качества и безопасности медицинской деятельности, который разрабатывают в университете.
По данным ВОЗ, из-за небезопасного оказания медицинской помощи в мире каждый год умирает примерно три миллиона человек. При этом часто ущерб можно предотвратить. В Сеченовском Университете начали применять инновационные решения, которые позволяют избежать таких последствий. Все они войдут в Сеченовский стандарт качества и безопасности медицинской деятельности, над которым работают специалисты Клинического центра.
«Мы первыми из российских университетов начали целенаправленно выстраивать систему качества и безопасности медицинской деятельности в своих клиниках. Изначально мы планировали привлечь к этой работе международных лидеров, пройти аккредитацию на соответствие международным стандартам Joint Commission International (JCI) и уже провели аудит во всех подразделениях Клинического центра, но по понятным причинам пришло время разрабатывать и внедрять собственные стандарты безопасности пациента», – сказал ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко.
Он отметил, что при формировании собственного стандарта используют как лучшие международное практики, так и уникальный опыт Клинического центра наук о здоровье Сеченовского Университета, где каждый год стационарно лечится больше 80 тысяч человек, а амбулаторно – 350 тысяч.
«Наш Клинический центр отличается прежде всего своей многопрофильностью. В том числе у нас оказывают помощь по 50 профилям специализированной и высокотехнологичной помощи. Поэтому мы разрабатываем стандарт с учетом конкретных профилей и особенностей оказания медицинской помощи», – подчеркнул ректор.
Многие подходы уже внедрены в ежедневную практику подразделений Клинического центра наук о здоровье.
В том числе в УКБ № 5 совместно с Институтом лидерства и управления здравоохранением Сеченовского Университета создали чек-листы образовательной потребности пациентов, проходящих реабилитацию. С помощью чек-листов врачи выясняют, чему нужно обучить пациентов, пока они восстанавливаются после операций или проходят санаторно-курортное лечение в медицинском центре «Быково» и санатории «Звенигород», входящих в УКБ № 5 Сеченовского Университета.
Работа построена следующим образом. Когда пациент приезжает, его просят заполнить анкету об образовательной потребности. В ней нужно указать, чем человек занимается, какой образ жизни ведет и какие навыки и умения, касающиеся его здоровья, он хотел бы приобрести. Анкету заполняет и медсестра, учитывая анамнез пациента и свои наблюдения.
В зависимости от результатов анкетирования врач больше времени уделяет тому или иному аспекту и следит, чтобы пациент был вооружен всей необходимой информацией.
Направления могут быть разные – от гигиены тела, питьевого режима, диетического питания и прав пациента до снижения тревоги, профилактики когнитивных нарушений, управления болью и лекарственной безопасности. При конкретном заболевании может быть предусмотрена и специфическая подготовка, например обучение уходу за катетером или стомой, передвижению на костылях или инвалидной коляске, поддержке «сухого» веса или борьбе с пролежнями.
Методы обучения тоже подбирают индивидуально. Это может быть индивидуальная беседа, лекция, обучающий видеоматериал или практическое занятие.
И самое главное: медсестра или врач не просто рассказывают, что нужно делать, а проверяют, может ли пациент воспроизвести те или иные манипуляции. Это необходимо, чтобы избегать ситуаций, когда человек уезжает домой, а у него расходятся швы или инфицируются послеоперационная рана, потому что он не понял, как ее обрабатывать и дезинфицировать.
Кроме того, беседуют с теми, кто будет ухаживать за пациентом после выписки, если человеку сложно обеспечивать себя самостоятельно. Например, по данным врачей, бывают ситуации, когда родственники пациентов, которым установили трахеостому – специальную трубку в трахею, чтобы человек мог дышать, – кормили их неправильно, из-за чего случались летальные исходы.
В общероссийской практике подобных чек-листов пока еще нет, многое зависит от того, примут ли сами клиники, врачи и медсестры решение не только обучать пациентов, но и практиковаться с ними в том или ином умении. А в Сеченовском Университете подготовили четкий перечень навыков, необходимых пациентам.
Среди других решений, направленных на обеспечение качества и безопасности пациентов, – браслеты для точной идентификации проходящих лечение людей, которые используют в нескольких клиниках. В браслеты зашита информация о состоянии здоровья и необходимом лечении конкретного пациента. Это нужно, чтобы исключить случаи введения человеку не того лекарства или проведения ему «чужой» операции.
В аптеке Сеченовского университета внедрили систему робот-ассистированной выдачи лекарств. Аппараты установили во всех корпусах Клинической больницы № 3 и в УКБ № 1 Сеченовского Университета. Врач вносит назначения в систему, после чего медсестра сканирует радиочастотную метку или вводит данные пациента и получает из автомата препараты, расфасованные на порции, с именем конкретного пациента и временем приема на упаковке. Это исключает вероятность ошибки при раскладке препаратов.
Также в Сеченовском Университете включают разработанные решения и накопленные знания о безопасности медицинской помощи в образовательную деятельность. «Мы проводим курсы дополнительного профессионального образования в этой области для врачей нашего Клинического центра и других медицинских организаций, управленцев в сфере здравоохранения, включаем занятия по безопасности в программы для студентов и ординаторов», – отметил Петр Глыбочко.
В ближайшее время планируют подготовить первую редакцию «Сеченовского стандарта», куда включат все внедренные подходы, чтобы их могли использовать во всех подразделениях Клинического центра наук о здоровье.
«Планомерное выстраивание системы обеспечения безопасности пациентов, работа по четким алгоритмам и стандартам операционных процедур коррелируется с миссией Сеченовского Университета как исследовательского Университета наук о жизни, потому что это дает нашим клиникам дополнительные конкурентные преимущества – они стали полигоном для оценки безопасности и эффективности медицинских изделий и лекарственных препаратов», – сказал Петр Глыбочко.
Подходы, используемые в Сеченовском Университете, получили международное признание. В прошлом году университет прошел аккредитацию Росздравнадзора, подтвердил соответствие стандартам ЕАЭС, и теперь результаты клинических и клинико-лабораторных испытаний автоматически признаются на всей территории ЕАЭС. Первый МГМУ имени И. М. Сеченова – в пятерке лидеров по объему клинических испытаний.
Кроме того, Сеченовский Университет участвует в разработке национальных стандартов в области менеджмента качества для медицинских организаций – над этим медицинское сообщество работает под эгидой Росстандарта.
«Стоит общая задача сформировать новую культуру безопасности медицинской деятельности в России», – заключил ректор.
«Мы первыми из российских университетов начали целенаправленно выстраивать систему качества и безопасности медицинской деятельности в своих клиниках. Изначально мы планировали привлечь к этой работе международных лидеров, пройти аккредитацию на соответствие международным стандартам Joint Commission International (JCI) и уже провели аудит во всех подразделениях Клинического центра, но по понятным причинам пришло время разрабатывать и внедрять собственные стандарты безопасности пациента», – сказал ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко.
Он отметил, что при формировании собственного стандарта используют как лучшие международное практики, так и уникальный опыт Клинического центра наук о здоровье Сеченовского Университета, где каждый год стационарно лечится больше 80 тысяч человек, а амбулаторно – 350 тысяч.
«Наш Клинический центр отличается прежде всего своей многопрофильностью. В том числе у нас оказывают помощь по 50 профилям специализированной и высокотехнологичной помощи. Поэтому мы разрабатываем стандарт с учетом конкретных профилей и особенностей оказания медицинской помощи», – подчеркнул ректор.
Многие подходы уже внедрены в ежедневную практику подразделений Клинического центра наук о здоровье.
В том числе в УКБ № 5 совместно с Институтом лидерства и управления здравоохранением Сеченовского Университета создали чек-листы образовательной потребности пациентов, проходящих реабилитацию. С помощью чек-листов врачи выясняют, чему нужно обучить пациентов, пока они восстанавливаются после операций или проходят санаторно-курортное лечение в медицинском центре «Быково» и санатории «Звенигород», входящих в УКБ № 5 Сеченовского Университета.
Работа построена следующим образом. Когда пациент приезжает, его просят заполнить анкету об образовательной потребности. В ней нужно указать, чем человек занимается, какой образ жизни ведет и какие навыки и умения, касающиеся его здоровья, он хотел бы приобрести. Анкету заполняет и медсестра, учитывая анамнез пациента и свои наблюдения.
В зависимости от результатов анкетирования врач больше времени уделяет тому или иному аспекту и следит, чтобы пациент был вооружен всей необходимой информацией.
Направления могут быть разные – от гигиены тела, питьевого режима, диетического питания и прав пациента до снижения тревоги, профилактики когнитивных нарушений, управления болью и лекарственной безопасности. При конкретном заболевании может быть предусмотрена и специфическая подготовка, например обучение уходу за катетером или стомой, передвижению на костылях или инвалидной коляске, поддержке «сухого» веса или борьбе с пролежнями.
Методы обучения тоже подбирают индивидуально. Это может быть индивидуальная беседа, лекция, обучающий видеоматериал или практическое занятие.
И самое главное: медсестра или врач не просто рассказывают, что нужно делать, а проверяют, может ли пациент воспроизвести те или иные манипуляции. Это необходимо, чтобы избегать ситуаций, когда человек уезжает домой, а у него расходятся швы или инфицируются послеоперационная рана, потому что он не понял, как ее обрабатывать и дезинфицировать.
Кроме того, беседуют с теми, кто будет ухаживать за пациентом после выписки, если человеку сложно обеспечивать себя самостоятельно. Например, по данным врачей, бывают ситуации, когда родственники пациентов, которым установили трахеостому – специальную трубку в трахею, чтобы человек мог дышать, – кормили их неправильно, из-за чего случались летальные исходы.
В общероссийской практике подобных чек-листов пока еще нет, многое зависит от того, примут ли сами клиники, врачи и медсестры решение не только обучать пациентов, но и практиковаться с ними в том или ином умении. А в Сеченовском Университете подготовили четкий перечень навыков, необходимых пациентам.
Среди других решений, направленных на обеспечение качества и безопасности пациентов, – браслеты для точной идентификации проходящих лечение людей, которые используют в нескольких клиниках. В браслеты зашита информация о состоянии здоровья и необходимом лечении конкретного пациента. Это нужно, чтобы исключить случаи введения человеку не того лекарства или проведения ему «чужой» операции.
В аптеке Сеченовского университета внедрили систему робот-ассистированной выдачи лекарств. Аппараты установили во всех корпусах Клинической больницы № 3 и в УКБ № 1 Сеченовского Университета. Врач вносит назначения в систему, после чего медсестра сканирует радиочастотную метку или вводит данные пациента и получает из автомата препараты, расфасованные на порции, с именем конкретного пациента и временем приема на упаковке. Это исключает вероятность ошибки при раскладке препаратов.
Также в Сеченовском Университете включают разработанные решения и накопленные знания о безопасности медицинской помощи в образовательную деятельность. «Мы проводим курсы дополнительного профессионального образования в этой области для врачей нашего Клинического центра и других медицинских организаций, управленцев в сфере здравоохранения, включаем занятия по безопасности в программы для студентов и ординаторов», – отметил Петр Глыбочко.
В ближайшее время планируют подготовить первую редакцию «Сеченовского стандарта», куда включат все внедренные подходы, чтобы их могли использовать во всех подразделениях Клинического центра наук о здоровье.
«Планомерное выстраивание системы обеспечения безопасности пациентов, работа по четким алгоритмам и стандартам операционных процедур коррелируется с миссией Сеченовского Университета как исследовательского Университета наук о жизни, потому что это дает нашим клиникам дополнительные конкурентные преимущества – они стали полигоном для оценки безопасности и эффективности медицинских изделий и лекарственных препаратов», – сказал Петр Глыбочко.
Подходы, используемые в Сеченовском Университете, получили международное признание. В прошлом году университет прошел аккредитацию Росздравнадзора, подтвердил соответствие стандартам ЕАЭС, и теперь результаты клинических и клинико-лабораторных испытаний автоматически признаются на всей территории ЕАЭС. Первый МГМУ имени И. М. Сеченова – в пятерке лидеров по объему клинических испытаний.
Кроме того, Сеченовский Университет участвует в разработке национальных стандартов в области менеджмента качества для медицинских организаций – над этим медицинское сообщество работает под эгидой Росстандарта.
«Стоит общая задача сформировать новую культуру безопасности медицинской деятельности в России», – заключил ректор.